Решение №ОЕ/3986/23 решение по делу № 012/05/5-392/2023 от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




АО «Альфа Банк»

107078, Москва, ул. Каланчевская, д. 27 mail@alfabank.ru


ООО «АПР Медиа Сервис-ОМД» 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д.17, к.2


ООО «УНИОН»

300013, Тульская область, г. Тула,

ул. Болдина, д. 92, оф. 44






РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/5-392/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе



Резолютивная часть решения объявлена: 17 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: 26 июля 2023 года


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела Ерошкина О.В.,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Иванова Е.Г.,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Буркова Э.В.,

рассмотрев дело № 012/05/5-392/2023, возбужденное в отношении АО «Альфа-Банк», по факту распространения в эфире «Русское радио» рекламы, в присутствии представителя ООО «АПР Медиа Сервис – ОМД» Глухова С.Г. по доверенности,


УСТАНОВИЛА


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе осмотра в апреле 2023 года установлен факт размещения рекламы в эфире «Русское радио» следующего содержания: «Альфа Банк первым в России отменил комиссии, теперь абсолютно все платежи и переводы бесплатны, никаких ограничений. Закажите бесплатную дебетовую Альфа-карту. Альфа-Банк. Лучший мобильный банк. АО «Альфа-Банк», содержащей признаки нарушения статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы, документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектами рекламирования являются: услуги оказываемые АО «Альфа-Банк» и АО «Альфа-Банк».

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация, размещенная на радиостанции «Русское радио», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Таким образом, информация «Альфа Банк первым в России отменил комиссии, теперь абсолютно все платежи и переводы бесплатны, никаких ограничений. Закажите бесплатную дебетовую Альфа-карту. Альфа-Банк. Лучший мобильный банк. АО «Альфа-Банк…», транслируемая на радиостанции «Русское радио», характеризуется совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание «Лучший мобильный банк….».

Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламы «Лучший мобильный банк…» над такими же финансовыми организациями, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «…Лучший мобильный банк …» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений «…Лучший мобильный банк …» действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «…Лучший мобильный банк …», при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Из письменных пояснений АО «Альфа-банк» следует, что словосочетание «Лучший мобильный банк…» использованы в рекламном сообщении на основании результатов проведенного ООО «Марксвебб Ранк энд Репорт» исследования.

Так, в адрес Марийского УФАС России представлена копия письма общества, в соответствии с которым ООО «Марксвебб Ранк энд Репорт» подтверждает, что в период проведения рекламной кампании АО «Альфа-Банк» по продукту «РКО+Регбиз» с 03.04.2023 по 30.04.2023, в которой упоминается исследование общества, а именно «Business Internet Banking Rank 2022», АО «Альфа-Банк» признан лучшим интернет-банком для ИП и имеет право на использование зарегистрированного товарного знака «Markswebb» в период проведения всей рекламной кампании в эфире радиостанций на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в рекламной информации ссылка на исследования, проводимые ООО «Марксвебб Ранк энд Репорт», отсутствует.

На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматривается нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-банк».

П. 5, 6, 7 ст. 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на территории Российской Федерации

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, АО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, адрес места регистрации: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) зарегистрировано на территории г. Москва.

Письмом ФАС России (вх. № 3306-ЭП/23 от 11.05.2023) Марийское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым в силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Марийским УФАС России установлено, что между АО «Альфа-Банк» и ООО «АПР Медиа Сервис-ОМД» заключен договор № 21/12/18-AMS от 21.12.2018 на размещение рекламных материалов в средствах массовой информации за агентское вознаграждение.

ООО «АПР Медиа Сервис-ОМД» в последующем в рамках действия договора № МК 22/09/11 от 23.09.2011, заключенного между обществом и ООО «МЕДИА КЛУБ», заключило приложение № 737/р от 01.03.2023, в соответствии с которым ООО «МЕДИА КЛУБ» оказало услуги на размещение рекламно-информационного продукта «Кредит наличный» на радиостанции «Русское радио».

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что рекламораспространителем является ООО «Унион» на основании заключенного между АО «Русское радио - Евразия» и ООО «Унион» договора № 23-РР-002 от 01.01.2023.

Марийским УФАС России установлено и АО «Альфа-Банк» не оспаривается, что рекламодателем спорной рекламы является банк, рекламораспространителем - ООО «Унион».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Вместе с тем, Марийским УФАС России установлено, что рекламная информация в настоящее время не распространяется. В материалах дела имеются письменные пояснения АО «Альфа-Банк» о периоде распространения рекламы.

Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия



РЕШИЛА:


  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в эфире «Русское радио» в апреле 2023 года следующего содержания: «Альфа Банк первым в России отменил комиссии, теперь абсолютно все платежи и переводы бесплатны, никаких ограничений. Закажите бесплатную дебетовую Альфа-карту. Альфа-Банк. Лучший мобильный банк. АО «Альфа-Банк», поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии О.В. Ерошкина


Члены Комиссии Э.В. Буркова


Е.Г. Иванова




2023-4622


Связанные организации

АО "АЛЬФА-БАНК"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328
ООО "АПР Медиа Сервис-ОМД"
ИНН 7702768149, ОГРН 1117746606317
ООО "УНИОН"
ИНН 7104076818, ОГРН 1177154025289