Решение №ОЕ/1860/24 решение по жалобе от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере проведения торгов по делу

012/07/3-297/2024

 

18 апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

<...> – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

- от ООО «Конкурентные технологии» - <...> (на основании доверенности);

- от АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» - <...>, <...>., <...> (на основании доверенностей);

рассмотрев жалобу ООО «Конкурентные технологии» на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке Концептуального мастер-плана развития туризма на территории Республики Марий Эл в целях развития туристского потенциала региона (извещение о закупке № 32413487664),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба ООО «Конкурентные технологии» на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке Концептуального мастер-плана развития туризма на территории Республики Марий Эл в целях развития туристского потенциала региона (извещение о закупке № 32413487664).

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл приняло жалобу к рассмотрению.

Так, заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение положений Закона о закупках, установлен критерий оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок на участие в конкурсе - «качественные характеристики Объекта закупки», не позволяющий объективно оценить заявку, поданную на участие в указанном конкурсе, что соответственно не позволит определить наилучшее предложение.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в материалы дела.

Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются, в том числе путем проведения конкурса в электронной форме.

Статьей 13 Положения о закупке АО «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» (в редакции от 11.08.2023) предусмотрено проведение закупки в форме электронного конкурса.

Так, 09.04.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС) размещено извещение № 32413487664 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке Концептуального мастер-плана развития туризма на территории Республики Марий Эл в целях развития туристского потенциала региона.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 13.2 статьи 13 Положения о закупке Заказчика предусмотрены критерии оценки заявок.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена договора, цена единицы продукции;

2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) условия оплаты товара, работ, услуг;

4) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (работы, услуги);

5) качество технического предложения участника процедуры закупки при осуществлении закупки работ, услуг;

6) квалификация участника процедуры закупки при закупке товаров, работ, услуг, в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при закупке работ, услуг;

б) обеспеченность кадровыми ресурсами при закупке работ, услуг;

в) опыт и репутация участника процедуры закупки при закупке товаров, работ, услуг;

г) дополнительные подкритерии, установленные при закупке работ, услуг.

7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг;

8) иные критерии, определяющие качество поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги), установленные при осуществлении конкретной закупки.

Согласно подпункту 13.2.4. пункта 13.2 стати 3 Положения о закупках по критериям, указанным в подпунктах 4, 5, 6 пункта 13.2.1, разрешается устанавливать в документации процедуры закупки подкритерии оценки при условии установления порядка оценки по каждому из подкритериев с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок на участие в конкурсе утверждены Приложением № 3

Установлено, что при оценке заявки участника по критерию «качественные характеристики Объекта закупки» учитываются следующие показатели:

Величина значимости критерия составляет 50%.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,5.

Оценка заявок (предложений) по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" осуществляется по показателю: «Качество работ» (величина значимости показателя критерия 100%, коэффициент значимости 1,0.)

Для оценки заявок (предложений) по данному критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Количество баллов, присуждаемых по показателю «Качество работ», определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю исходя из описания выполнения работ с точки зрения эффективности достижения наилучшего результата в сравнении с другими участниками конкурса, в соответствии со следующей шкалой оценки:

 

п\п

Характеристика/ показатель

Значение выставляемых баллов

1.

Качество выполняемых работ (описание методологии выполнения работ с точки зрения эффективности достижения наилучшего результата в сравнении с другими Участниками конкурса); значимость 100 %

 

Высокое качество описания методологии выполнения работ

100 баллов

 

Хорошее качество описания методологии выполнения работ

60 баллов

 

Удовлетворительное качество описания методологии выполнения работ

30 баллов

 

Итоговый рейтинг по данному критерию определяется как среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемое заявке по показателю критерия – качество работ, определяемое в соответствии с шкалой оценки, умноженное на коэффициент значимости критерия – 0,5.

В материалы дела Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых отражено более развернутое описание требований к качеству выполняемых работ, а именно:

«Под «высоким качеством описания методологии работ» подразумевается, что участник закупки продемонстрировал глубокое понимание проблематики работы, высокий уровень владения методологией решения подобных задач, предложенная методология полностью соответствует поставленным в Техническом задании целям и задачам работы, обеспечивает выполнение всех требований, сформулированных в Техническом задании и получение необходимых результатов.

Под «хорошим качеством описания методологии работ» подразумевается, что участник закупки продемонстрировал хорошее понимание проблематики работы, средний уровень владения методологией решения подобных задач, методология в целом соответствует поставленным в Техническом задании целям и задачам работы, обеспечивает выполнение большинства требований, сформулированных в Техническом задании и получение большинства необходимых результатов.

Под «удовлетворительным качеством описания методологии работ» подразумевается, что участник закупки продемонстрировал частичное понимание проблематики работы, удовлетворительный уровне владения методологией решения подобных задач, методология частично соответствует поставленным в Техническом задании целям и задачам работы, обеспечивает выполнение части требований, сформулированных в Техническом задании и получение части необходимых результатов.

Под «неудовлетворительным качеством описания методологии работ» подразумевается, что участник закупки продемонстрировал непонимание проблематики работы, неудовлетворительный уровень владения методологией решения подобных задач, методология не соответствует поставленным в Техническом задании целям и задачамработы, не обеспечивает выполнение требований, сформулированных в Техническом задании и получение необходимых результатов.

В случае если участник закупки представит методологию выполнения работ «неудовлетворительного качества» либо вовсе ее не представит, то он получит 0 баллов по критерию «Качественные характеристики Объекта закупки».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России считает, что установленный критерий оценки заявок участников «качество выполняемых работ» не отвечает вышеуказанному принципу, поскольку не раскрывает конкретных измеряемых требований к предмету оценки, например "объем представленного описания", "степень проработанности", "детализированные, конкретизированные сведения", что не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени развернутости, проработанности, детализации, конкретизации и количества присваиваемых баллов.

Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что оценка по такому детализирующему показателю будет субъективной, целиком зависеть от мнения членов конкурсной комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения договора.

Кроме того, даже идеальное описание методологии выполнения работ никоим образом не связано и не гарантирует заказчику в дальнейшем качественное исполнение заключенного по итогам закупки договора.

Комиссия Марийского УФАС России полагает, что критерии оценки заявок должны носить измеряемых характер, соответствие участника закупки установленным критериям должно устанавливаться объективно.

Учитывая изложенное, установленный заказчиком показатель по критерию оценки «качество выполняемых работ» не отвечает принципу определенности и однозначности и в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Таким образом, действия Заказчика нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, довод заявителя признается обоснованным.

Учитывая вышеизложенное и конкретные обстоятельства дела, Комиссия решила выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Марийского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Конкурентные технологии» обоснованной

2. Признать в действиях организатора торгов – АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке Концептуального мастер-плана развития туризма на территории Республики Марий Эл в целях развития туристского потенциала региона (извещение о закупке № 32413487664) нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АУ «Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АУ "УСС Республики Марий Эл"
ИНН 1215127217, ОГРН 1071215010668
ООО "Конкурентные технологии"
ИНН 7729689416, ОГРН 1117746653595