Постановление б/н факт нарушения срока оплаты товаров, работ, услуг, по госуда... от 19 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  о привлечении к административной ответственности по делу

№ 012/04/7.32.5-920/2021

19 октября 2021 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

                                  

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усолинская общеобразовательная школа» (далее – Учреждение, заказчик) <…> (<…>) по факту нарушения срока оплаты товаров, работ, услуг, по государственному (муниципальному) контракту от 20.01.2020 № 20/20 на оказание услуг по водоснабжению, заключенного с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в присутствии <…> лично посредством удаленного доступа,

 

УСТАНОВИЛ:

 

07.10.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России <…> был составлен протокол об административном правонарушении № 012/04/7.32.5-920/2021 в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усолинская общеобразовательная школа» (далее – Учреждение, заказчик) <…>

Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Установлено, что на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Учреждением с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» как с единственным поставщиком заключен контракт на оказание услуг по водоснабжению от 20.01.2020 № 20/20. 

Согласно разделу 6 заключенного контракта расчетный период по настоящему контракту принимается равным одному месяцу. Расчеты на питьевую воду, израсходованную объектами абонента, принятые от них сточные воды для промышленных предприятий и организаций всех форм собственности производятся по установленным тарифам: за 1 м3 отпущенной питьевой воды: с 01.01.2020 по 30.06.2020 гг. 40,97 руб. за 1 м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 за 1 м3 отпущенной питьевой воды 42,65 руб. за 1 м3.

Из пункта 6.2 заключенного контракта следует, что с предприятием за услуги водопотребления водоотведения в пределах контрактного (месячного, квартального, годового) объема или фактически принятого абонентом объема водоснабжения производится абонентом самостоятельно исходя из контрактного объема водопотребления за соответствующий период в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, производится оплата за фактически потребленную воду абонентом в расчетном периоде.

В соответствии с пунктом 8.2 контракта срок действия контракта до 31.12.2020.

Установлено, что муниципальное унитарное предприятие «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в период действия контракта осуществляло оказание услуг по водоснабжению (информация представлена ниже в таблице).

№ п/п

Акт оказанных услуг

Получен заказчиком

Регламентированный срок в соответствии с разделом 6 контракта

Дата оплаты

1

Октябрь от 31.10.2020

31.10.2020

10.11.2020

29.04.2021

2

Ноябрь от 30.11.2020

30.11.2020

10.12.2020

29.04.2021

3

Декабрь от 30.12.2020

30.12.2020

10.01.2021

29.04.2021

 

Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В силу требований статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из указанного следует, что на заказчика законом возлагается обязанность своевременно и в полном объеме исполнять принятые по контракту обязательства, в том числе своевременно производить исполнителю (подрядчику) оплату поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Из пункта 6.6 контракта следует, что в случае, если в течении 10 дней с момента получения счета, абонент письменно не заявит предприятию о своих возражениях по объему оказанных услуг и суммы платежа по счету, считается, что абонент согласен с представленным расчетом, а указанные в счете показания приборов учета установленными.

Таким образом, Учреждение должно было оплатить оказанные муниципальному унитарному предприятию «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» услуги за октябрь 2020 года - декабрь 2020 года в срок до в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, однако, оплата была произведена заказчиком только 05.06.2021 и 29.04.2021.

Из пояснений Учреждения (исх. № 43 от 30.09.2021) следует, что в 2020 году возможности перераспределения бюджетных средств не было, так как часть средств по исполнительным листам в УФК по Республике Марий Эл направлены на погашение задолженности предыдущих лет.

Несоблюдение требований законодательства повлекло нарушение прав хозяйствующего субъекта на своевременное получение оплаты оказанных услуг, в связи с чем муниципальному унитарному предприятию «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» причинен материальный вред.

В связи с изложенным, муниципальное унитарное предприятие «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (адрес: 425304, Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Кулаково, ул. Центральная, д. 1) является потерпевшим по данному делу.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом.

Следовательно, действия (бездействие) заказчика по несвоевременной оплате обязательств по муниципальному контракту подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Контракт с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» от 20.01.2020 заключен от имени Заказчика директором Учреждения <…>

Согласно выписке из приказа по Горномарийскому РОО от 31.08.1999 № 42 <…> назначена директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усолинская общеобразовательная школа».

Таким образом, <…>, являясь должностным лицом Учреждения нарушила сроки оплаты обязательств по контракту от 20.01.2020 № 20/20 на оказание услуг по водоснабжению, заключенного с муниципальным унитарным предприятием «Горномарийский» муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», в связи с чем имеются все основания полагать, что в его действиях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Вина <…> в совершенном административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: указанными контрактами, а также другими материалами дела.

Временем совершения административного правонарушения является: 11.11.2020, 11.12.2020, 11.01.2021 (даты истечения срока для оплаты обязательств по актам о приемки услуг за январь - декабрь 2020 года).

Местом совершения административного правонарушения является: Республика Марий Эл, Горномарийский район, с. Усола, ул. Новая, д.5 (адрес местонахождения Учреждения).

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное деяние, виновное лицо как субъект административного правонарушения не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности должно было и могло предвидеть наступление неблагоприятных последствий для правоотношений, охраняемых административным правом.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения <…>, правонарушение признано совершенным по неосторожности. <…> не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется по следующим основаниям.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, разъяснений данных в пункте 21 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, административное правонарушение, совершенное <…>, не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае нарушение сроков и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд препятствует развитию здоровой конкуренции, экономическим отношениям и подрывает уверенность участников закупок в гарантированной, своевременной оплате за поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ. Задолженность заказчика перед исполнителем за оказанные услуги имела место быть в течении продолжительного периода времени.

Более того, нарушение сроков и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по своей правовой природе не может быть признано малозначительным. Данное правонарушение крайне существенно нарушает общественные правоотношения, охраняемые законом вне какой-либо зависимости от действий правонарушителя, размера причиненного вреда, наступивших или не наступивших последствий и их тяжести.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Освобождение <…> от административной ответственности с объявлением устного замечания не будет отвечать целям административного наказания, предусмотренными статьей 3.1 КоАП РФ.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего административного дела отсутствуют.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность в рамках рассмотрения настоящего административного дела не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Между тем, стоит учитывать следующее.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Так, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Из статьи 9.1 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческие организации могут быть созданы в форме государственных или муниципальных (автономных, бюджетных, казенных) учреждений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усолинская общеобразовательная школа» по организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением (некоммерческой организацией).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ принимается решение о назначении <…> административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 23.66, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо – директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усолинская общеобразовательная школа» (далее – Учреждение, заказчик) <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны