Определение б/н определение от 15 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

о назначении дела № 012/01/10-907/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«15» октября 2021 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 01.10.2021 №144  о возбуждении дела и создании Комиссии в отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье», ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном составлении акта неучтенного потребления от 30.06.2021, выставлении потребителю счета за потребленную электроэнергию на основании акта о неучтенном потреблении,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России поступило обращение ЗАО Племзавод «Семеновский» от 01.09.2021 вх.№8260 на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье», выразившиеся в необоснованном выставлении акта неучтенного потребления и необоснованном изменении результатов экспертизы прибора учета (технический акт от 04.06.2021).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» является сетевой организацией. Приказами Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25.02.2020 № 11т, от 28.12.2020 №186т на 2020 год, 2021 год ПАО «Россети Центр и Приволжье» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл на 2020 год», следовательно, общество занимает доминирующее положение на товарном рынке по передаче электрической энергии.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 30.03.2020 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» занимает доминирующее положение с долей 72,91 % соответственно.

Таким образом, на ПАО «Россети Центр и Приволжье», ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» проведена проверка прибора учета, установленного на объекте: Животноводческий комплекс КРС д.Новое Комино ЗАО «Племзавод «Семеновский».

По результатам проверки составлен акт инструментальной проверки прибора учета №790 от 16.04.2021, в котором сделано заключение о том, что счетчик электрической энергии типа СЕ303, заводской номер 009217064000526 2013 года выпуска не пригоден к эксплуатации по причине наличия токопроводящей перемычки на кнопке программирования, не предусмотренной заводом-изготовителем.

Счетчик был демонтирован и отправлен на завод –изготовитель АО «Энергомера».

Согласно техническому акту от 04.06.2021 №152/195, составленному представителями завода –изготовителя АО «Энергомера», было устанволено следующее: голографическая бирка, расположенная на боковой грани счетчика, имеет следы повреждений, на печатной плате, в районе кнопки «ДСТП» обнаружены следы неизвестного вещества и вмешательство в схему счетчика, кнопка «ДСТП» подключена к выводу для установки технологической перемычки, при нажатии кнопки «ДСТП» открывается доступ к изменению технологических характеристик счетчика, о чем свидетельствует постоянная индикация символа батареи, при этом литиевый элемент имеет достаточный для работы заряд; ввиду того, что в журнале программирования счетчика происходит перезапись событий и весь журнал прописан одинаковым событием «параметры интерфейсного обмена и просмотра на ЖБИ» определить наличие программных вмешательств не представляется возможным; при проверке счетчика на поверенном метрологическом оборудовании дефектов не выявлено. По метрологическим характеристикам счетчик в момент проверки ведет учет потребляемой электрической энергии в соответствии с классом точности.

По результатам проверки было сделано заключение комиссии о том, что счетчик на момент проверки не соответствует техническим условиям, не пригоден к эксплуатации. При этом в связи с выявленными следами постороннего вмешательства, завод изготовитель не может гарантировать достоверность текущих показаний счетчика.

Проведение проверок приборов учета электроэнергии регламентируется Правилами организации учета электроэнергии на розничных рынках, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее –Правила №442).

В соответствии с пунктом 170 Правил №442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности). Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

При этом под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа (пункт 173 Правил №442).

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с пунктом 173 Правил №442, в акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия. При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

Из технического акта от 04.06.2021 №152/195 АО «Энергомера» следует, что при осмотре установлен факт повреждения голографической бирки, расположенной на боковой грани счетчика.

При этом, в нарушение требований пункта 173 Правил №442, в акте проверки от 16.04.2021 состояние контрольных пломб и знаков визуального контроля не зафиксировано, повреждение боковой голографической наклейки не отражено.

В соответствии с пунктом 177 Правил №442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В силу пункта 178 Правил №442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля); объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

Из материалов, полученных антимонопольным органом, следует, что при осмотре счетчика представителями АО «Энергомера» не были выявлены устройства и радиодетали, не предусмотренные конструкторской документацией завода-изготовителя и следы установки и последующего демонтажа таких устройств, но выявлено вмешательство в схему счетчика, а именно, проведено замыкание вывода кнопки ДСТП на резистор R61 через неизвестное вещество.

Из ответа АО «Энергомера» от 27.09.2021 №152/162 следует, что для осуществления выявленных вмешательств в прибор учета необходимо иметь доступ к пломбируемой кнопке ДСТП (кнопка пломбируется при процедуре ввода счетчика в эксплуатацию). Кроме того, обнуление показаний фиксируется счетчиком в журнале программирования. Журнал программирования представляет собой кольцевой буфер, после заполнения буфера журнала следующая запись записывается в начало буфера, заменяя самую раннюю по времени запись. Согласно журналу программирования в счетчике имеются записи с 2014 года - «параметры интерфейсного обмена и просмотра на ЖКИ», установить факт обнуления показаний и иных действий по изменению технологических параметров не представляется возможным, но даже если данные изменения проводились, они проводились до 01.02.2014.

Марийским УФАС России установлено, что прибор учета – счетчик CE 303 был установлен потребителю 22.04.2013. Кроме того, 04.05.2015 сетевой организацией проведена инструментальная проверка прибора учета (с заменой пломб на крышке зажимов с 372100 на 0046937, акт проверки от 04.06.2015).

По информации, представленной АО «Энергомера», считанной из «Журнала фиксации вскрытий электронной пломбы» было зафиксировано вскрытие электронной пломбы в 2015 и в 2021 годах, но так как в счетчике реализовано последовательное соединение контрольных пломб, то в журнале «фиксаций вскрытий электронной пломбы» вскрытие корпуса и вскрытие клеменной крышки отображаются одинаковым событием, то есть невозможно установить вскрывалась клеменная крышка или корпус счетчика.

При этом даты событий «вскрытие электронной пломбы» соответствуют датам проведения инструментальных проверок сетевой организацией 04.06.2015 и 16.04.2021.

Результаты проведенного осмотра представителями завода – изготовителя, с учетом позиции, указанной АО «Энергомера» от 27.09.2021, не подтверждают факт вмешательства в прибор учета потребителем, а также не подтверждают факт наличия посторонних устройств в приборе учета.

Кроме того, несмотря на наличие разногласий с потребителем по результатам технического осмотра прибора учета заводом-изготовителем и учитывая тот факт, что АО «Энергомера» не является организаций, осуществляющей экспертизу приборов учета, ПАО «Россети Центр и Приволжье»  отказалось от дальнейшего исследования прибора учета и составило акт о неучтенном потреблении только лишь на основании технического акта завода –изготовителя.

При этом, в рассматриваемом случае отсутствуют какие-либо основания полагать, что выявленные недостатки, влияющие на программирование прибора учета, возникли по вине потребителя, поскольку с 2015 года пломбы сетевой организации никем не вскрывались, в результате проведенной инструментальной проверки прибора учета в 2015 году нарушений и вмешательств установлено не было.

30.06.2021 ПАО «Россети Центр и Приволжье»  составлен акт о неучтенном потреблении №759, потребитель был ознакомлен с данным актом, выразил свое несогласие, а также представил возражения.

Письмом от 02.07.2021 №09.01-18/1119 ПАО «Россети Центр и Приволжье»  направило акт неучетенного потребления в адрес гарантирующего поставщика ПАО «ТНС Энерго Марий Эл».

По результатам рассмотрения акта неучетенного потребления ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» выставило счет на оплату от 13.08.2021 №759, а также направило в адрес потребителя претензию о необходимости оплаты.

Однако гарантирующим поставщиком не были запрошены иные дополнительные документы и доказательства, которые бы безусловно подтверждали вину потребителя, свидетельствовали о вмешательстве потребителя в прибор учета, искажении показаний прибора учета.

Данные действия сетевой организации и гарантирующего поставщика нарушают права потребителя электрической энергии ЗАО «Племзавод Семеновский», ведут к необоснованному начислению платы в соответствии с актом о неучтенном  потреблении от 30.06.2021 и возложении на ЗАО «Племзавод Семеновский» обязанности по оплате выставленной суммы безучетного потребления.

На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 012/01/10-907/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 11 ноября 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

2. Для рассмотрения дела привлечь:

- ответчики по делу: ПАО «Россети Центр и Приволжье», ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

- заявитель: ЗАО «Племзавод «Семеновский».

- заинтересованное лицо: ЗИП «Энергомера» АО «Энергомера».

  1. Ответчику, ПАО «Россети Центр и Приволжье», в срок до 08 ноября 2021 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

- письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, приведенными в настоящем определении;

- письменную позицию, в которой изложить, возможно ли внести данные изменения в прибор учета (выявленные в ходе осмотра АО «Энергомера»), при условии, что пломбы сетевой организации и пломбы завода-изготовителя целы;

- письменную позицию, в которой изложить, в связи с чем при проведении проверки не фиксировалось состояние знаков визуального контроля (боковой наклейки) на приборе учета?

- информацию о месте установки контрольной пломбы №0046937 на момент опечатывания счетчика для направления на технический осмотр;

- каким образом при проведении проверки был зафиксирован факт опечатывания счетчика пломбами визуального контроля №19300883, №19300889? Представить подтверждающие документы;

- письменные пояснения, в связи с чем сетевой организацией не проводилась экспертиза прибора учета?

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

  1. Ответчику, ПАО «ТНС Энерго Марий Эл», в срок до 08 ноября 2021 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

- письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении;

- копию письма от 02.07.2021 №09.01-18/1119 со всеми приложениями, направленного в Ваш адрес ПАО «Россети Центр и Приволжье»;

- копию договора энергоснабжения с потребителем ЗАО «Племзавод Семеновский» со всеми приложениями, дополнительными соглашениями;

- письменную позицию, в которой изложить, свидетельствовал ли, по Вашему мнению, технический акт завода-изготовителя от 04.06.2021 №152/195 о вмешательстве потребителя в работу прибора учета и искажении показаний?

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

  1. Заинтересованному лицу, АО «Энергомера», в срок до 08 ноября 2021 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

-пояснения всех должностных лиц ЗИП «Энергомера» филиал АО «Электротехнические заводы «Энергомера», проводивших осмотр и исследование прибора учета, относительно обстоятельств составления технического акта и причин изменения его содержания;

-письменную позицию относительно возможности внесения изменений в прибор учета (выявленных по результатам проверки) потребителем при условии сохранности пломб сетевой организации (пломб на крышке зажимов);

- какие конкретно обстоятельства были выявлены после осмотра прибора учета в присутствии потребителя, которые бы позволяли и обосновывали необходимость изменения содержания технического акта (по сравнению с оставленным в присутствии потребителя)? Представить подтверждающие сведения и документы;

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

  1. Заявителю, ЗАО «Племзавод Семеновский» в срок до 08 ноября 2021 года представить следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):

- письменную мотивированную позицию в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении;

- сведения о показаниях прибора учета, установленного на объекте: Животноводческий комплекс КРС д.Новое Комино ЗАО «Племзавод «Семеновский» с июня 2021 по настоящее время;

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, кабинет 4, контактный телефон (8362) 41-76-21.

2. Полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.

 

Председатель Комиссии                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны