Решение №АБ/1039/24 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-54/2024 о нарушении законодательс... от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-54/2024

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«07» марта 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «01» марта 2024 года

Полный текст решения изготовлен: «07» марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/7-54/2024, возбужденное в отношении ИП Ш. по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы услуг по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств,

в присутствии представителя ИП Ш. – <...> на основании доверенности от 08.04.2019 (участие посредством видео-конференц связи), в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл вх. № 8651/23 от 27.11.2023 о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при рекламировании услуг по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств.

Из содержания обращения следовало, что ИП Ш. осуществляет деятельность по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств без получения статуса изготовителя таких знаков.

В ходе рассмотрения обращения 15.12.2023 зафиксирован факт размещения рекламы на лобовом стекле автомобиля с гос. номером А484НС рег.12 следующего содержания:

Также специалистами антимонопольного органа 24.01.2024 установлено размещение конструкции следующего содержания:

Дело № 012/05/7-54/2024 о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП Ш. (ОГРНИП: <...>, ИНН: <...>) по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе (определение от 25.01.2024).

15.02.2024 рассмотрение дела отложено. Копия определения (исх. № АБ/651/24 от 15.02.2024) с указанием даты, времени, места рассмотрения дела, направлена участникам дела.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл представило пояснения от 27.02.2024 № 7/1023, в соответствии с которыми ИП Ш. была исключена из реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств в связи с окончанием срока действия свидетельств серии АА №№ 006634, 006635, 006636 об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

На заседании Комиссии представитель ИП Ш. <...> указал, что в настоящее время предприниматель повторно обратилась ГИБДД МВД с заявлением о включении в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств. В настоящий момент у ИП Ш. имеются свидетельства установленного образца на изготовление ГРЗ от МВД РФ ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения. По мнению предпринимателя, нарушений со стороны ИП Ш. в части Закона о рекламе не допущено, размещение информации согласовано с администрацией г. Йошкар-Олы. С автомобиля на заднем стекле с госномером А484НС 12rus реклама удалена.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, выслушав позицию ИП Ш. пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассмотрев материалы распространения на фасаде здания по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 100, оф. 9, 10, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу, что информация «изготовитель гос. номеров офис» не отвечает всем признакам рекламы на основании следующего.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Антимонопольный орган, оценив содержание и способ размещения информации, пришел к выводу, что она по своему содержанию относится к сведениям, предусмотренным законодательством для обязательного размещения, и является вывеской, расположенной в месте осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, информация «дубликаты госномеров 8 (8362) 33-13-13 34-65-78», размещенная на заднем стекле автомобиля с гос. номером А484НС рег.12, по своему способу размещения и содержания является рекламой, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам по изготовлению дубликатов госномеров, а также возможности обратиться по указанным телефонным номерам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Следовательно, законодательством о рекламе запрещается также рекламирование услуг по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств лицом, которое не вправе оказывать данные услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» (далее – Закон о государственной регистрации транспортных средств) правительством Российской Федерации установлен порядок изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 1842 «О порядке изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств» указано, что изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требования к которым установлены частью 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации.

В части 4 статьи 23 Закона о государственной регистрации транспортных средств определено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает статус изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств с момента включения его в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации транспортных средств установлено, что для приобретения статуса изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны соответствовать следующим требованиям: наличие в собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения либо помещения, позволяющих осуществлять изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств; наличие в собственности или на ином законном основании оборудования, необходимого для изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств, технических средств для контроля за качеством изготовленной продукции; обеспечение режима сохранности оборудования и государственных регистрационных знаков транспортных средств, в том числе при хранении и транспортировке государственных регистрационных знаков, условий доступа лиц в помещения, где изготавливаются государственные регистрационные знаки транспортных средств; наличие технической возможности и программного обеспечения для ведения учета изготовленной и переданной заказчику продукции; соблюдение нормативных правовых актов, государственных стандартов, правил и технических норм, регламентирующих требования к изготавливаемой продукции.

Порядок ведения данного реестра определен Приказом МВД России от 18.12.2019 № 951 «Об утверждении порядка включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и исключения юридического лица или индивидуального предпринимателя из указанного реестра и порядка ведения реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставления сведений из него» (далее — Порядок №951).

В соответствии с пунктом 2 Порядка №951 в реестр подлежат включению юридические лица или индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям частей 1 и 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации транспортных средств.

Из представленных Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл сведений следует, что предпринимательскую деятельность по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 100, оф. 9, 10, осуществляет ИП Ш.

Вместе с тем, в размещенном на официальном сайте ГИБДД МВД России http://stat.gibdd.ru/orgs/reg реестре изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств сведения о таком изготовителе отсутствуют.

Комиссия считает доводы ИП Ш. о том, что у нее отсутствовали сведения об исключении предпринимателя из реестра несостоятельными, поскольку реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств является открытым источником. Вместе с тем, ИП Ш., обладая свидетельствами об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции с ограниченным сроком действия, обязана своевременно отслеживать изменения в данном реестре, в целях соблюдения действующего законодательства.

Также Комиссия Марийского УФАС России учитывает, что рассматриваемая реклама распространялась ИП Ш., в период после исключения ее из реестра.

Таким образом, антимонопольным органом установлено размещение рекламы услуг по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств без включения индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги, в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств, то есть фактически без получения специального статуса изготовителя регистрационных знаков транспортных средств.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанной статьи несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пояснениями ИП Ш., рассматриваемая реклама размещена на автомобиле сотрудника ИП Ш., арендованном индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем является ИП Ш., что предпринимателем не оспаривается.

На основании изложенного, Комиссией Марийского УФАС России в действиях ИП Ш. установлено нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исходя из того, что на момент рассмотрения дела рассматриваемая реклама была демонтирована, о чем были представлены документальные доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «дубликаты госномеров 8(8362)33-13-13 34-65-78», размещенную на заднем стекле автомобиля с гос. номером А484НС рег.12, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

ГИБДД по РМЭ
ИНН 1215024395, ОГРН 1021200785352