Решение б/н решение от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела № 012/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

 

07 апреля 2021 года                                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2021.

В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2021 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

– заместитель руководителя – начальника отдела, председатель Комиссии,

– главный специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

– специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 012/01/10-660/2020, возбужденное в отношении АО «УПЗ», АО «КРЭТ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованной стоимости на аппараты искусственной вентиляции легких «Авента-М», в присутствии: АО «КРЭТ» К. по доверенности, АО «УПЗ» Г., Н. по доверенности,

 

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) из СУ СК РФ по Республике Марий Эл поступило обращение от 05.06.2020 вх. № 5248, а также обращение Прокуратуры Республики Марий Эл № 4838 от 26.05.2020.

Приказом Марийского УФАС России от 26.08.2020 № 113 в отношении АО «УПЗ», АО «КРЭТ» возбуждено дело № 012/01/10-660/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении экономически необоснованной стоимости на аппараты искусственной вентиляции легких «Авента-М».

Из содержания представленных документов следует, что в апреле 2020 министерство здравоохранения Республики Марий Эл для медицинских учреждений Республики Марий Эл заключило три государственных контракта на приобретение 27 аппаратов искусственной вентиляции легких марки «Авента М» производства АО «Уральский приборостроительный завод», при этом 11 аппаратов по контракту от 10.04.2020 приобретены по цене 1862 000 рублей за 1 единицу, а 16 аппаратов по контрактам от 15.04.2020 и 28.04.2020 по цене 2362 000 рублей  за 1 единицу. Все закупки произведены у единственного поставщика АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Так, между Министерством здравоохранения Республики Марий Эл и АО «Концерн Радиолектронные технологии» в порядке, установленном пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) заключены государственные контракты № 2/9 от 15.04.2020, № 1/3 от 10.04.2020, № 3/9 от 28.04.2020.

 В соответствии с п. 1 1 государственных контрактов № 2/9 от 15.04.2020, № 1/3 от 10.04.2020, № 3/9 от 28.04.2020 следует, что поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинского изделия аппарата искусственной вентиляции легких (ОКПД 32.50.21.122) в соответствии со спецификацией и надлежащим образом оказания услуги по доставке разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатации Оборудования, обучения правилам эксплуатации и инструктажу специалистов, эксплуатирующих оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.

АО «КРЭТ» в письменных пояснения от 14.07.2020 исх. № РЭТ-ВЗ-4827 указало,  что рост цен на аппараты ИВЛ в 2020 году произошел вследствие резкого увеличения себестоимости аппаратов ИВЛ  с учетом экономической и эпидемиологической ситуации, складывающейся в период с января по май 2020 года, а именно в указанный период произошло резкое увеличение стоимости комплектующих для изготовления аппаратов ИВЛ, затрат на оплату труда работников и привлеченных специалистов, изменения курса иностранной валюты, влияющего на стоимость материалов и комплектующих, приобретаемых за рубежом.

С целью исполнения вышеуказанных контрактов между АО «КРЭТ» и АО «УПЗ» заключены контракты на поставку медицинского изделия аппарата искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия № 654.20 от 10.04.2020, № 770.20 от 23.04.2020.

При этом, АО «УПЗ» указало, что цена на аппараты искусственной вентиляции легких «Авента-М» устанавливается обществом с учетом затрат, связанных с производством продукции и ситуацией на рынке. Цена указывается в прайс листах, которые утверждаются единоличным исполнительным органом общества и может быть уменьшена путем предоставления контрагенту индивидуальной скидки.

На заседании Комиссии АО «УПЗ», АО «КРЭТ» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали.

Дополнительно АО «КРЭТ», АО «УПЗ» на заседании Комиссии указали, что антимонопольным органом при проведении обзора по результатам исследования конкурентной среды на рынке поставки медицинского оборудования: аппарата искусственной вентиляции легких неверно определены продуктовые и географические границы товарного рынка, а также указали, что стоимость аппаратов искусственной вентиляции легких увеличена незначительно при значительном увеличении затрат на их производство.

Изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела № 012/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, из правового смысла указанной нормы следует, что субъектами правоотношений, регулируемой данной нормой закона являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном товарном рынке и хозяйствующие субъекты, интересы которых ущемляются противоправными действиями доминанта в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При рассмотрении дела № 012/01/10-660/2020 был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке поставки аппаратов искусственной вентиляции легких.

По результатам проведенного анализа Марийским УФАС России установлено, что на рынке поставки аппаратов искусственной вентиляции легких в границах Республики Марий Эл действовали следующие хоозяйствующие субъекты: ООО «НПК Газмедлизинг», ООО «ИНВЕСТМЕДСНАБ», ООО «МЕДИКОР ГРУПП», ООО «Аурус – Мед», ООО «НОВАМЕД», ООО «Развитие», АО «КРЭТ», АО «УПЗ».

При этом доля АО «КРЭТ» и АО «УПЗ» на рынке поставки аппаратов искусственной вентиляции легких в границах Республики Марий Эл составила 45 %.

Кроме того, устанавливая доминирующее положение на рассмотренном товарном рынке через признаки коллективного доминирования (часть 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции), необходимо наличие (отсутствие) предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции критерия, частности: в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен. Указанные признаки в ходе проведения анализа не установлены.

 По результатам проведенного анализа конкурентной среды, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, на территории Республики Марий Эл в 2020 году на рынке поставки медицинского оборудования: аппарат искусственной вентиляции легких признаки доминирующего положения ни у одного хозяйствующего субъекта  на территории Республики Марий Эл не установлены.

При указанных обстоятельствах, АО «УПЗ» и АО «КРЭТ» не являются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке поставки аппаратов искусственной вентиляции легких в границах Республике Марий Эл

При отсутствии у АО «УПЗ» и АО «КРЭТ» доминирующего положения на рынке поставки аппаратов искусственной вентиляции легких в границах Республике Марий Эл, действия указанных лиц не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением и нарушения части Закона о защите конкуренции.

Кроме того, антимонопольным исследована стоимость затрат на изготовление аппаратов ИВЛ «Авента-М».

Изучив представленные сторонами документы и сведения, Марийским УФАС России установлено, что фактическая себестоимость аппаратов ИВЛ «Авента-М» в 2020 году значительно выросла по сравнению с себестоимостью аппаратов ИВЛ «Авентка-М» в 2019 году.  В состав материальных затрат включены затраты на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов, приобретение комплектующих изделий, оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затраты на оплату труда, общепроизводственные и иные затраты.

Установленные в рамках рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что размер цены на аппараты ИВЛ «Авента-М» в 2020 г. на территории Республики Марий Эл не превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

На основании вышеизложенного Комиссия Марийского УФАС России, с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях АО «КРЭТ», АО «УПЗ» отсутствуют  признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие фактов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «УПЗ» и АО «КРЭТ», Комиссия приходит к выводу о необходимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, прекратить производство по настоящему делу.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 012/01/10-660/2020 в отношении АО «КРЭТ» и АО «УПЗ» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны