Решение б/н Решение по делу №012/05/19-914/2020 от 30 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/19-914/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

Резолютивная часть решения объявлена: 21 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен: 30 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела,

член Комиссии –специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 012/05/19-914/2020, возбужденное по факту распространения информации при входе в магазин «Звениговский», расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35,           в присутствии по доверенности, Г. по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 


В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике   Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление К .

В своем заявлении К указал, что в период с лета 2019 по сентябрь 2020 при входе в магазин «Звениговский», расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35, размещена рекламная конструкции с информацией следующего содержания «Коммунистическая партия Российской Федерации. ВЕРНА НАРОДУ НУЖНА СТРАНЕ!» с эмблемой партии.

Из письменных пояснений республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что понятие политической рекламы не содержит ни один нормативный акт. Факт нарушения законодательства о рекламе не признала. Дополнительно указала, что спорная информация является социальной рекламой, не распространялась в период предвыборной компании и не является агитационным материалом.

Государственным Собранием Республики Марий Эл на сессии 06.06.2019 принято постановление о проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва. 15.06.2019 состоялось 66 (внеочередная) конференция Марийского республиканского отделения КПРФ, на которой выдвинуты кандидаты в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл, как по партийному списку, так и по одномандатным округам. Во второй половине июня 2019 года состоялись Пленумы Комитетов местных отделений КПРФ, на которых выдвинуты кандидаты в депутаты по одно- и многомандатным избирательным округам в Собрания депутатов городских округов и муниципальных районов.

Баннеры изготовлены и получены МРО ПРФ 21.05.2019, то есть за 2 недели до объявления о проведении выборов. Следовательно, республиканское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» полагает, что спорная информация не содержит признаки нарушения ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

При этом, размещение на рекламной конструкции иной информации, не подпадающей под понятие рекламы или социальной рекламы, является нарушением целевого использования рекламной конструкции.

При этом, согласно пункту 1 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, данный Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Размещение на рекламных конструкциях предвыборных агитационных материалов регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с пунктами «в», «г» части 3 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав предвыборная агитация может проводиться среди прочего посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.

Согласно части 4 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

При этом, часть 8 статьи 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает возможность размещения агитационных материалов во время проведения агитации в период избирательной кампании (пункты 4, 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав) на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

Таким образом, исходя из смысла указанных положений Закона об основных гарантиях избирательных прав, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях в качестве способа предвыборной агитации допускается исключительно в период проведения избирательной кампании, в рамках которой заинтересованными лицами указанная предвыборная агитация и осуществляется.

Указанная позиция также подтверждена протоколом № 1 от 20.06.2007 совещания ФАС России и ЦИК России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях.

Соответственно, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, разрешенной для распространения на рекламных конструкциях, а именно реклама, социальная реклама (оба регулируются положениями Закона о рекламе) и предвыборная агитация в период предвыборной кампании (регулируется положениями Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Марийское УФАС России не может согласиться с доводом Марийского республиканского отделения Политической партии «КПРФ», что спорная информация является социальной рекламой по следующим основаниям.

Согласно пункту 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Частью 4 статьи 10 Закона о рекламе установлено, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Социальная реклама направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства. Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей природной среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Марийским УФАС России установлено, что информация, размещенная на указанной конструкции, не является социальной рекламой поскольку не направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Так, рассматриваемая информация непосредственным образом привлекает внимание именно к названной в ней политической партии (КПРФ), побуждает избирателей к голосованию за конкретное политическое объединение и (или) кандидата.

Таким образом, указанная информация является ничем иным как предвыборной агитацией, проводимой в рамках Закона об основных гарантиях избирательных прав.

При этом, как установлено выше, в соответствии с положениями Закона об основных гарантиях избирательных прав проведение предвыборной агитации, в том числе в виде размещения агитационных материалов на рекламных конструкциях, возможно только в период предвыборной кампании, осуществляемой в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Согласно Постановлению Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 06.06.2019 № 677-П «О назначении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва» избирательная компания по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва стартовала 07 июня 2019 года и завершена 17 октября 2020 года.

Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл были совмещены с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований.

На территории городского округа «Город Волжск» в единый день голосования 8 сентября 2019 года одновременно с выборами депутатов республиканского парламента проводились выборы депутатов Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» седьмого созыва. Избирательная компания по данным выборам стартовала 21 июня 2019 года и завершена 27 сентября 2019 года.

Вместе с тем, Марийским УФАС России установлено, и Марийским республиканским отделением Политической партии «КПРФ» не оспаривается, что спорная информация размешалась вне периода проведения агитационный материалов (с 21.05.2019 по 15.09.2020). Вне зависимости от визуального оформления рекламной конструкции, она выполняет роль политической рекламы, которая запрещена во вне пределов агитационного периода в соответствии с избирательным законодательством.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе, несёт рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что рекламораспространителем является Марийское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в действиях которого установлен факт нарушения ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе.

Так, между ООО мясокомбинат «Звениговский» и Марийское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» заключен договор от 31.12.2019.

В соответствии с п.п. 1 договора от 31.12.2019 ООО мясокомбинат «Звениговский» передаёт, а Марийское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» принимает для использования место размером 4300х2300 см на фасаде нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35 для размещения на нем информационного стенда.

Рекламная конструкция изготовлена ООО «Ирис» по инициативе Марийского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», что подтверждается платежным поручением № 131 от 22.05.2019, товарной накладной 1089 от 21.05.2019, актом о выполнении работ № 1089 от 21.05.2019.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем является Марийское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», рекламопроизводителем ООО «Ирис».

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 19 Закона о рекламе, несут рекламораспространитель, следовательно, в действиях Марийского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» установлен факт нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела имеются документальные доказательства, отражающие факт устранения Марийским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в настоящее время нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 


  1. Признать ненадлежащей информацию, распространяемую при входе в магазин «Звениговский», расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35, следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны