Решение №АБ/4882/23 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-833/2023 от 19 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу РНП № 012/06/104-833/2023

15 сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика администрации городского поселения Приволжский — главы администрации — <…>.; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя подрядчика ИП К. — <…> (доверенность от 12.09.2023); рассмотрев заявление заказчика от 08.09.2023 о включении  ИП К. (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дворовой территории и проездов к дворовой территории многоквартирного дома № 4 по улице Первомайская в пгт. Приволжский Волжского района Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0108300003423000005 от 10.07.2023),

УСТАНОВИЛА:

Заказчик —  администрация городского поселения Приволжский в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП К. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений установила следующее.

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту дворовой территории и проездов к дворовой территории многоквартирного дома № 4 по улице Первомайская в пгт Приволжский Волжского района Республики Марий Эл.

Извещение № 0108300003423000005 размещено на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 10.07.2023.

По результатам вышеуказанного электронного аукциона 31.07.2023 между администрацией городского поселения Приволжский и ИП К. заключен контракт № 5/2023 на выполнение работ по ремонту дворовой территории и проездов к дворовой территории многоквартирного дома № 4 по улице Первомайская в пгт. Приволжский Волжского района Республики Марий Эл (реестровый номер контракта в ЕИС 3120100143023000007) (далее — Контракт). Цена контракта 2 969 799,51 рублей.

Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дворовой территории и проездов к дворовой территории многоквартирного дома № 4 по улице Первомайская в пгт. Приволжский Волжского района Республики Марий Эл, в соответствии с условиями контракта, и сдать результат заказчику, а заказчик принять вышеуказанные работы и обеспечить их оплату в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Пунктом 3.2 контракта установлен срок выполнения работ по настоящему контракту: начало работ - с даты заключения контракта по 31.08.2023 включительно.

Согласно сведениям, представленным заказчиком, по состоянию на 14.08.2023 ИП К. к работам не приступил.

14.08.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено уведомление, согласно которому в случае нарушения срока исполнения контрактом заказчик оставляет за собой право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

15.08.2023 ИП К. в адрес заказчика направил письмо, согласно которому работы по контракту, заключенному 31.07.2023, начнутся 16.08.2023. Работы будут выполнены в полном объеме в установленный срок.

16.08.2023 и в последующие дни ИП К. к работам не приступил, уведомлений о возникновении непредвиденных обстоятельств от подрядчика в адрес заказчика не поступало.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.

В связи с ненадлежащим исполнением ИП К. своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком 28.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта,  решение размещено в ЕИС 28.08.2023.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС 28.08.2023, соответственно получено поставщиком 28.08.2023, вступило в силу 08.09.2023.

29.08.2023 подрядчик в адрес заказчика направил письмо с просьбой отозвать решение об одностороннем отказе, уведомляет, что первоначально работы были начаты 23.08.2023, но в последующем по независимым от подрядчика причинам работы были приостановлены. В результате устранения всех возникших обстоятельств, подрядчик уведомляет о возобновлении работ с 02.09.2023.

Однако 02.09.2023 к работам подрядчик не приступил.

07.09.2023 подрядчик в адрес заказчика направил письмо, согласно которому работы были возобновлены 05.09.2023, работы будут закончены не позднее 20.09.2023, просит отозвать решение об одностороннем отказе.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.08.2023 не было им отменено 07.09.2023 (в последний день перед вступлением в силу), поскольку факт привоза на объект бордюрного камня и начала некоторых работ по выемке грунта не свидетельствовало о принятии со стороны ИП К. достаточных мер для исполнения контракта, кроме того, представитель заказчика пояснил что после обеда в тот день рабочих и техники на объекте не было, какие-либо работы не производились.

Согласно частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу подпункта «а» пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

ИП К. представлены письменные пояснения, согласно которым контракт не исполнен по причине отказов компаний Республики Марий Эл предоставить в аренду спецтехнику, необходимую для выполнения контракта.

Стройматериалы для указанного объекта были в наличии, в подтверждение ИП К. представил видеозапись, а также фотографии в количестве 2 шт., на которых видно, что на ИП К. на объект завезен бордюрный камень и начаты работы по выемки грунта.

На заседании Комиссии представитель ИП К. пояснил аналогично письменным пояснениям.

Представитель заказчика не отрицал завоз строительных материалов на объект.

Между тем, оценив пояснения ИП К., Комиссия находит причины неисполнения контракта, указанные в пояснениях, неуважительными в связи со следующим.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, поставщик (подрядчик, исполнитель), осуществляя предпринимательскую деятельность, в том числе путем заключения государственных или муниципальных контрактов, несет определенные риски, а также связанную с ними ответственность. Участвуя в закупках, заключая государственные или муниципальные контракты, участники закупок должны оценивать свои финансовые, материальные возможности, а также способность в последующем надлежащим образом исполнить заключенный контракт.

Так, заключенным контрактом определены сроки исполнения контракта - с даты заключения контракта по 31.08.2023 включительно. В указанный срок контракт подрядчиком не исполнен. Объективных причин невозможности исполнения контракта по вине заказчика, либо по независящим от ИП К. обстоятельствам в материалы дела не представлено.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

  • выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
  • заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Таким образом, Правилами № 1078 предусмотрены случаи, когда орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, однако, подтверждающих документов, указывающих на такие случаи и обстоятельства ИП К. не представлено.

Недобросовестность ИП К. выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возникающих из требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и условий контракта. Включение ИП К. в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Бездействие ИП К. по надлежащему исполнению условий контракта повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные администрацией городского поселения Приволжский, в отношении индивидуального предпринимателя К (ИНН <…>) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дворовой территории и проездов к дворовой территории многоквартирного дома № 4 по улице Первомайская в пгт. Приволжский Волжского района Республики Марий Эл (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0108300003423000005 от 10.07.2023).
  2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении индивидуального предпринимателя К. ИНН <…>) считать дату размещения указанных сведений на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru.
  3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

                                                                                                                                                                                                      

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны