Решение б/н факт размещения штендера с рекламой: «Самые низкие цены на г... от 15 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/5-201/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«15» апреля 2021 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «14» апреля 2021 года
Полный текст решения изготовлен: «15» апреля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/5-201/2021, возбужденное в отношении ИП Н. по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту размещения штендера с рекламой: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» по адресу: Ленина, д.55, г. Волжск, в отсутствии ИП Н., надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы, в результате которого 08.12.2020 установлен факт размещения рекламы: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» по адресу: Ленина, д.55, г. Волжск, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) следующего содержания:
Определением от 09.03.2021 Марийским УФАС России возбуждено дело №012/05/5-201/2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже газет, журналов, сканвордов и прочего, дает явное представление о реализации данных товаров, по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).
Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются товары, реализуемые в данной торговой точке, а именно: газеты, журналы, сканворды и прочее».
Более того, в данной торговой точке приобретен товар – газета, что подтверждается чеком от 08.12.2020 года. Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по продаже газет, журналов и т.д.
Таким образом, информация «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж», размещенная при входе в автовокзал по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Ленина, д. 55, в том числе в месте реализации газет, журналов и т.д, характеризуется совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама с использованием слов "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве, преимуществе товара, услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектом, над услугами, оказываемыми иными субъектами рынка, не соответствующая действительности, признается недостоверной (письмо ФАС России № АК/5810/14 от 20.02.2014). В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "самый", "первый", "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе указано: «самые низкие цены» при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Марийским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП Н.
Так, в кассовом чеке от 08.12.2020 указано, что деятельной в данной торговой точке осуществляет индивидуальный предприниматель Н.
Таким образом рекламодателем, рекламопроизводителем рекламной информации, является ИП Н.
На основании изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что при размещении ИП Н. рекламы: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж» по адресу: Ленина, д.55, г. Волжск нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Вместе с тем, ИП Н. не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения данной рекламной информации в настоящее время.
На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Н.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу: «Самые низкие цены на газеты, журналы, сканворды и прочее. Автовокзал 1 этаж», размещенную по адресу: Ленина, д.55 следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП Н. (<…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии