Постановление №012/04/9.21-119/2020 рассмотрение дела 012/04/9.21-119/2020 по признакам нарушени... от 6 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, привлекаемое к административной ответственности:

Кооператив «Любитель»

 

Потерпевший:

 

Постановление

по делу № 012/04/9.21-119/2020

об административном правонарушении

 

06 мая 2020 года                                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя-начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) Ерошкина Оксана Вадимовна, рассмотрев протокол № 012/04/9.21-119/2020 от 16 марта 2020 года и материалы административного дела № 012/04/9.21-119/2020, возбужденного в отношении юридического лица Кооператив «Любитель» по факту незаконного ограничения электроснабжения на объекте, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 Марта, д. 56, гараж № 63, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отсутствии  потерпевшего …., представителя Кооператива «Любитель»,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/9.21-119/2020 в отношении Кооператива «Любитель» по факту незаконного ограничения электроснабжения на объекте, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 Марта, д. 56, гараж № 63, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-119/2020 и проведении административного расследования от 21.02.2020 (исх. № 03-07/154), которое получено Кооперативом «Любитель» 05.03.2020, потерпевшим- 29.02.2020.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/9.21-1192020 от             16.03.2020 составлен ведущим специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Антроповой Эльвирой Васильевной в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии потерпевшего и представителя Кооператива «Любитель», действующей на основании доверенности № б/н от 12.03.2020 г.  

Копия протокола № 012/04/9.21-119/2020 (исх. № 03-07/211), в котором указана дата (31.03.2020), время (13:30) и место рассмотрения административного дела вручена потерпевшему и представителю Кооператива в день его составления.

Копия протокола также направлена по адресу места регистрации Кооператива «Любитель» и получена им 23.03.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела от 31.03.2020 в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 рассмотрение дела отложено на 17 апреля 2020 в 13 часов 40 минут. Копия определения направлена по месту регистрации Кооператива «Любитель» и получена им 06.04.2020,                 потерпевшим – 04.04.2020.

Определением об отложении рассмотрения дела от 17.04.2020 в связи с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 239 рассмотрение дела отложено на 06 мая 2020 в 13 часов 00 минут. Копия определения направлена по месту регистрации Кооператива «Любитель» и получена им 25.04.2020, потерепевшим – 27.04.2020.

Более того, Марийским УФАС России посредством электронной почты Кооперативу «Любитель» и потерпевшему направлено уведомление от 30.04.2020 о возможности участия в рассмотрении дела 06.05.2020 при наличии справки, подтверждающей право передвигаться в период самоизоляции, средств индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки) либо посредством удаленного доступа через программу «VideoMostlite».

Вместе с тем, от потерпевшего поступило ходатайство о рассмотрении дела в режиме непосредственного общения от 06.05.2020 вх. № 4240. Однако данное ходатайство подлежит отклонению, поскольку в дело представлено достаточное количество материалов и доказательств, позволяющих рассмотреть его по существу 06.05.2020.

Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела № 012/04/9.21-119/2020.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России поступило заявление потерпевшего вх. № 11-С на действия Кооператива «Любитель» по препятствованию перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения (гараж, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 Марта, д. 56, гараж № 63).

…. является собственником земельного участка и гаража, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, кооператив «Любитель» по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.02.2008.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Кооператив «Любитель» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения объекта гаражей кооператива «Любитель», что подтверждается договором энергоснабжения от 28.12.2012 № 20322, заключенным между ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» и Кооперативом «Любитель».

Согласно данному договору гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Приложением № 2 к договору энергоснабжения № 20322 от 28.12.2012 определена точка поставки: Гаражи ВРУ-0,4 кВ, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 марта. 

Таким образом, на всех членов кооператива, в ом числе и для объекта …. была выделена определенная электрическая мощность и они подключены к электрической сети путем опосредованного присоединения через сети Кооператив «Любитель», обеспечивающих электроснабжение всех гаражей данного кооператива.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и письменных пояснений Кооператива «Любитель» от 17.02.2020 (вх. №1389) отключение электроэнергии от гаража № 63, расположенного в кооперативе «Любитель», осуществлено автогаражным кооперативом 15.11.2019 в связи грубым нарушением требований, установленных приказом № 6 от 13.01.2003 Министерства энергетики РФ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», в частности п.п. 2.1.46, 2.1.47, 2.1.34, 2.12.18 на основании протокола № 5 заседания правления автокооператива «Любитель» от 15.11.2019. 

Кооперативом «Любитель» указано, что грубое нарушение …. вышеуказанных требований угрожает безопасности владельцев гаражей и их имущества, так как может привести к короткому замыканию электропроводки и последующему возгоранию на территории гаражного кооператива.

Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлены копии протокола проверки срабатывания защиты при системе питания с заземленной нетралью № 2184 от 05.11.2019, протокола измерения сопротивления изоляции № 2183, из которых следует, что результаты испытаний соответствуют требованиям норм ГОСТ Р 50571.16-99, ПУЭ, ПТЭЭП.

Более того, согласно договору энергоснабжения от 28.12.2012 № 20322, заключенному между ПАО «ТНС Энерго Марий Эл» и Кооперативом «Любитель», право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю принадлежит гарантирующему поставщику в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 далее — Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в п. 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

Кооператив «Любитель» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, кооператив «Любитель» не наделен полномочиями прекращать энергоснабжение гаражей, даже в случае нарушения требований, установленных приказом № 6 от 13.01.2003 Министерства энергетики РФ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

Также кооператив «Любитель» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети кооператива.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании вышеизложенного следует, что действия кооператива «Любитель» по отключению электроснабжения гаража №63 …. осуществлены с нарушением предусмотренных законодательством процедур для прекращения подачи энергии, что противоречит требованиям пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако Кооперативом «Любитель» не представлены достаточные доказательства того, что кооперативом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Кооператив «Любитель».

Время совершения административного правонарушения: 05.12.2019.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21        КоАП РФ, совершенного Кооперативом «Любитель», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

- объективная сторона — нарушение Кооперативом «Любитель» пункта 6 Правил № 861, что привело к ограничению перетока электрической энергии на объектах Кооператива;

- субъект правонарушения – Кооператив «Любитель»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у Кооператива «Любитель» имелась возможность соблюдения Правил № 861, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения Кооперативом «Любитель». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Согласно письменным пояснениям Кооператива «Любитель» следует, что 09 апреля 2020 гараж № 63, принадлежащий …, подключен к электроснабжению, что подтверждает признание Кооперативом «Любитель» противоправного поведения.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное Кооперативом «Любитель» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», Кооператив «Любитель» (ИНН , ОГРН) состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из данного реестра.

Сведения о том, что Кооператив «Любитель» ранее привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в материалах дела отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ Кооперативу «Любитель» достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановила:

 

Привлечь Кооператив «Любитель» (адрес места регистрации; (ИНН, ОГРН) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                      О.В. Ерошкина

                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны