Решение б/н материалы дела в отношении ООО "Ресурс-1" ООО МУК "Жилкомсер... от 11 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Ответчики:

ООО «Ресурс 1»

 ул. Фабричная, д. 100, пгт Краснооктябрьский, Медведевский район, 425202

 

 

ООО МУК «Жилкомсервис»

ул. Кооперативная, д. 5, пгт. Медведево, Медведевский район, Республика Марий Эл, 425200

 

 

Заинтересованные лица:

ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола»

 

ул.Луначарского, д. 34, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424016

 

 

ООО «ТеплоЭнерго»

ул. Кооперативная, д. 5 пгт. Медведево, Медведевский район, Республика Марий Эл, 425200

 

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 03-24/30-2018

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 11 января 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– заместитель руководителя – начальник отдела, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

 – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

 – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 03-24/30-2018 в отношении ООО «Ресурс-1», ООО МУК «Жилкомсервис» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная,

в присутствии:

-  ООО «Ресурс-1» директора.;

- ООО МУК «Жилкомсервис». по доверенности от 03.12.2018;

- ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» по доверенности от 15.03.2018 №17.

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС) в действиях ООО «Ресурс-1», ООО МУК «Жилкомсервис» установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная, что послужило основанием для возбуждения дела №03-24/30-2018.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России ООО «Ресурс-1» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало. Пояснило, что ограничение подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения 28.05.2018 произошло вследствие направления ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» в адрес общества 07.05.2018 уведомления об ограничении подачи (поставки) и отбора газа, в связи с образовавшейся задолженностью. Соглашений о бесперебойной подаче горячего водоснабжения добросовестным потребителям между ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Ресурс-1» не заключалось.

Дополнительно пояснило, что у общества отсутствует техническая возможность осуществить ограничение поставки горячего водоснабжения только недобросовестным потребителям ООО МУК «Жилкомсервис». Более того, со стороны ООО МУК «Жилкомсервис» не предпринимались меры по недопущению ограничения подачи горячего водоснабжения. ООО «Ресурс-1» не обращалось в ООО МУК «Жилкомсервис» для установления добросовестных потребителей. Кроме того, пояснило, что дата начала проведения ежегодного планово-принудительного ремонта системы теплоснабжения и горячего водоснабжения совпала с датой приостановления подачи газа на котельной ООО «Ресурс-1».

ООО МУК «Жилкомсервис» факт нарушения антимонопольного законодательства признало, возражения на заключение об обстоятельствах дела № 03-24/30-2018 о нарушении антимонопольного законодательства не представило. Пояснило, что общество не обращалось в адрес ООО «Ресурс-1» для заключения соглашения о бесперебойной подаче горячего водоснабжения добросовестным потребителям. Факт образования задолженности перед ООО «Ресурс-1» не оспаривало. Кроме того, пояснило, что ограничение горячего водоснабжения для недобросовестных потребителей является возможным, но технически затруднительным.

ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» в рамках рассмотрения дела пояснило, что  в  соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 1245) на потребителя возложена обязанность по предоставлению поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа.

Вместе с тем, ООО «Ресурс-1» к поставщику газа с предложением о заключении соглашения о поставке газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, не обращалось.  Однако ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» в уведомлении об ограничении отбора природного газа от 07.05.2018 года указало о бесперебойной подаче ресурсов для добросовестных потребителей.   В свою очередь, общество полагает, что ООО МУК «Жилкомсервис» обязано было предоставить ООО «Ресурс-1» сведения об объемах ресурсов, необходимых обществу для обеспечения бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

  • силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 
  • пункту 1 абзаца 9, 12 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон об естественных монополиях) указанный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
  • силу абзаца третьего статьи 3 Закона о естественных монополиях под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
  • того, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Ресурс-1» является теплоснабжающей организацией и приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий от 14.12.2017 № 98-Т Эл ООО «Ресурс-1»  установлен тариф на производство и передачу, сбыт тепловой энергии (мощности) в пос. Краснооктябрьский Медведевского района.

  • представленных в рамках рассмотрения дела пояснений, следует, что поставка энергии происходила от котельной ООО «Ресурс -1» до сетей, расположенных вдоль улиц Фабричная, Транспортная, принадлежащих ООО МУК «Жилкомсервис».
  • «Ресурс-1» на праве временного пользования принадлежит недвижимое имущество и оборудование: котельная, лит 40, а также надземная теплосеть на высоких и низких опорах протяженностью 1260 м. от котельной до жилого поселка (договор аренды недвижимого имущества и оборудования от 08.07.2016).
  • горячего водоснабжения конечным потребителям в период с 15.12.2018 года по 03.08.2018 осуществлялся по сетям, принадлежащим ООО МУК «Жилкомсервис» на основании договора аренды муниципального имущества от 15.12.2008 № 41/08, заключенного между обществом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Медведевского муниципального района (далее – Комитет), выступающим от имени МО «Медведевский муниципальный район». Соглашением о расторжении договора аренды муниципального имущества от 28.07.2018 по акту-приема-передачи сети переданы Комитету.
  • проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкурентной среды на рынке по передаче тепловой энергии в виде горячего водоснабжения в границах сетей, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, до пгт. Краснооктябрьский ООО «Ресурс-1» занимает доминирующее положение, ООО МУК Жилкомсервис» занимает доминирующее положение на рынке горячего водоснабжения по сетям, принадлежащим обществу.
  • образом, на ООО «Ресурс-1», ООО МУК «Жилкомсервис» возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
  • Марийским УФАС России установлено, что ООО МУК «Жилкомсервис» осуществляло отпуск горячей воды в многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилые дома, расположенные по адресу: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89, в том числе хозяйствующим субъектам: МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека» № 44», ЗАО «Марийское», УФПС РМЭ – филиал ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл №8614 – филиал АО «Сбербанк России».
  • МУК «Жилкомсервис» приобретало тепловую энергию в рамках заключенного договора с ООО «Ресурс-1» купли-продажи тепловой энергии, теплоносителя и прием сточных вод 08.07.2016.
  • «Ресурс-1» в целях осуществления поставки горячего водоснабжения иным потребителям заключило с ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» договор поставки газа №30-5-18\121293 в  соответствии с которым поставщик поставляет обществу газ до центральной котельной № 124.

07.05.2018 ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» направило в адрес ООО «Ресурс-1»  уведомление (исх. № 1885) об ограничении подачи (поставки) и отбора газа, в котором указало, что у ООО «Ресурс-1» перед поставщиком газа имеется просроченная задолженность в размере 10238, 00 тысяч рублей. Обществу необходимо в срок до 25.05.2018 включительно совершить действия по погашению задолженности за выбранный природный газ. В случае отсутствия оплаты, ООО «Ресурс-1» необходимо с 28.05.2018 произвести ограничение отбора газа самостоятельно до уровня среднемесячного оплаченного объема.

ООО «Ресурс-1» в связи с указанным полагало, что обязано ввести ограничение режима потребления энергии в отношении недобросовестного потребителя – ООО МУК «Жилкомсервис» согласно указанного ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» уведомления, в ином случае при неисполнении требований поставщика общество нарушило бы нормы части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.

Согласно представленным документам следует, что задолженность ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1» составила 4 506 485 рублей 42 копейки, в том числе 1 905 882 рубля 44 копеек – задолженность населения; 448 133 рубля 80 копеек задолженность хозяйствующих субъектов.

В связи с указанным ООО «Ресурс-1» осуществлено ограничение объектов ООО МУК «Жилкомсервис», что подтверждается письменными пояснения сторон (вх. № 6874от 11.07.2018).

Так, ограничение подачи горячего водоснабжения абонентам – физическим лицам осуществлено в многоквартирных жилых домах по адресам: ул. Транспортная, д. 2 «А», 2 «Б», ул. Фабричная, д. 1,2,6,7,9,10-18,21-23,25-30; жилых домах, расположенных по адресам: ул. Фабричная, д. 37-39, 41-43, 88,89 и 8 абонентам – юридическим лицам, среди которых имеются объекты социального значения, такие как детский сад, районная  больница.

Однако ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных  потребителей-граждан, не имеющих задолженности за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у потребителей, проживающих по адресу: ул. Больничная, д. 8, кв. 1,2; Транспортная, д. 2а, кв. 3, Транспортная, д. 2 б, кв. 1, ул. Фабричная, д. 1, кв. 1, ул. Фабричная, д. 2, кв. 22, ул. Фабричная, д. 7, кв. 3, ул. Фабричная, д. 9, кв. 1, ул. Фабричная, д. 11, кв. 3, ул. Фабричная, д. 12, кв. 25, ул. Фабричная, д. 13, кв. 23, ул. Фабричная, д. 14, кв. 27, ул. Фабричная, д. 15, кв. 3.

Указанное подтверждается реестром физических лиц, являющихся добросовестными потребителями, не имеющими задолженность за коммунальные услуги,  предоставленным ООО МУК «Жилкомсервис»( вх. № 7510 от 25.07.2018).

Вместе с тем, ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Ресурс-1» до совершении действий по прекращению подачи ресурсов фактически не устанавливались добросовестные потребители.

Кроме того, ООО «Ресурс-1»  полагает, что ограничение ООО «МУК «Жилкомсервис» осуществлено законно и не привело к ущемлению прав неопределенного круга потребителей, так как договор поставки ресурсов заключен с конкретным хозяйствующим субъектом, сведений об иных потребителях подключенных к ООО «МУК «Жилкомсервис» не располагало, а, следовательно, отсутствует неопределенный круг лиц, в защиту которых направлены требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Однако с данными доводами невозможно согласиться по следующим правовым основаниям.

Согласно пункту 2 Правил № 354 потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В рассматриваемом случае, ООО МУК «Жилкомсервис» не обладает вышеуказанными признаками потребителя, поскольку не пользуется на праве собственности или ином законном основании помещениями, к которым осуществляется поставка коммунальных ресурсов.

В правоотношениях с поставщиком тепловой энергии в виде горячего водоснабжения ООО МУК «Жилкомсервис» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилых помещений, а также собственников нежилых помещений в пгт. Краснооктябрьский Медведевского района Республики Марий Эл, заключая договор купли-продажи тепловой энергии, теплоносителя и прием сточных вод, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах конечных потребителей, что также подтверждается письменными пояснениями ООО МУК «Жилкомсервис»                  (вх. № 12829 от 28.11.2018).

  • соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основным видом деятельности ООО МУК «Жилкомсервис» является - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе  среди прочих присутствуют: 35.30.1 производство пара и горячей воды (тепловой энергии), 35.30.14 производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, 35.30.2 передача пара и горячей воды (тепловой энергии), 35.30.3 распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
  • того, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Таким образом, применительно к организациям - потребителям действующим в интересах конечных потребителей, потребителями ресурсов следует рассматривать каждого отдельного потребителя, а не само общество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между ресурсоснабжающей организацией и гражданами-потребителями.

Кроме того, ООО «Ресурс-1» при совершении действий по прекращению подачи топливных ресурсов для ООО «МУК Жилкомсервис» не учтены следующие обстоятельства.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.

Так, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации                                         (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (пункт 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг подпункт «б» пункта 122 Правил № 354).

Правилами № 354 также устанавливается порядок ограничения и приостановления поставки коммунальных услуг.

В силу пункта 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

На основании пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Таким образом, ООО «Ресурс-1», ООО  МУК Жилкомсервис» при производстве ежегодных профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе были отключить потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Ограничение подачи горячего водоснабжения при проведении ежегодных профилактических работ в централизованных сетях осуществлено 28.05.2018 и возобновлено должно было быть 25.06.2018. Однако 28.05.2018 ООО «Ресурс-1» фактически осуществило ограничение подачи горячего водоснабжения в связи с образовавшейся задолженностью ООО МУК «Жилкомсервис» перед ООО «Ресурс-1».

На ООО «Ресурс-1» пунктом 11 Правила № 1245 возложена обязанность обеспечить поставку вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения абонентам, не имеющим задолженности.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

ООО «Ресурс-1» необходимо было заблаговременно уведомить ООО МУК «Жилкомсервис» о предстоящем приостановлении подачи горячего водоснабжения с целью определения необходимых объемов ресурсов поставки добросовестным потребителям, а также с целью определения таких потребителей.

В свою очередь, ООО МУК «Жилкомсервис» также должно было обратиться в ООО «Ресурс-1» с целью заключения соглашения о бесперебойной подаче (поставке) ресурсов добросовестным потребителям.

ООО «Ресурс-1» 31.05.2018 (исх. № 315) направило в адрес ООО «МУК «Жилкомсервис» уведомление о невозможности возобновления горячего водоснабжения ввиду образования у ООО МУК «Жилкомсервис» задолженности, как следствие продление сроков проведения планово-предупредительного ремонта системы теплоснабжения и горячего водоснабжения с учетом фактических сроков полного погашения обществом задолженности перед ООО «Ресурс-1». Однако в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих допустимость совершения указанных действий со стороны общества.

Представленное в материалы дела письмо ООО «Ресурс-1» от 31.05.2018 исх. №315 подтверждает лишь факт образования со стороны ООО МУК «Жилкомсервис» задолженности в размере 4277 334 рубля 19 копеек, а также продление сроков проведения планово-предупредительного ремонта систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в связи с задолженностью. Кроме того, данное письмо направлено в адрес общества и иных лиц, лишь после совершения действий по приостановлению подачи горячего водоснабжения.

Кроме того, ООО МУК «Жилкомсервис» представлено письмо исх. 1961/1 04.07.2018 направленное в адрес ООО  ПСО «Стройтепломонтаж» о необходимости  осуществить ограничение горячего водоснабжения недобросовестным потребителям. В свою очередь, ООО ПСО «Стройтепломонтаж» письмом от 09.07.2018 пояснило, что ограничение горячего водоснабжения в жилых помещениях невозможно, в связи с отсутствием допуска. Вместе с тем, указанные действия были предприняты обществом после прекращения подачи горячего водоснабжения добросовестным конечным потребителям.

При этом, предусмотренная законом обязанность ООО «МУК «Жилкомсервис» предпринять соответствующие меры по соблюдению прав и законных интересов своих потребителей не освобождает ООО «Ресурс-1» от возложенной на него обязанности по подаче топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах для добросовестных абонентов - конечных потребителей качественной коммунальной услуги, в противном случае ООО «Ресурс-1» вправе был не исполнять уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» по ограничению поставки и отбора газа.

Соглашение о бесперебойной подаче горячего водоснабжения добросовестным потребителям между ООО МУК «Жилкомсервис» и ООО «Ресурс-1» не заключалось. При этом, не исполнившая обязательства по оплате организация-потребитель (ООО МУК «Жилкомсервис»), располагая сведениями о должниках-абонентах, размере и периоде образования задолженности, перечне добросовестных потребителей и объемах их потребления, не выступила с инициативой заключения соглашения с ООО «Ресурс-1» об обеспечении подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиками предпринимались меры для заключения между собой такого соглашения в Марийское УФАС России не представлено.

Таким образом, ООО «МУК «Жилкомсервис» по состоянию на 24.06.2018 (окончание срока завершения профилактических работ) было осведомлено о не возобновлении подачи теплоснабжения в виде горячего водоснабжения, но не предприняло необходимых мер по недопущению нарушения антимонопольного законодательства посредством достижения соответствующих соглашений с ООО «Ресурс-1», что привело к ущемлению прав добросовестных покупателей.

Кроме того, между ООО «МУК «Жилкомсервис» и хозяйствующими субъектами  (МДБОУ «Краснооктябрьский детский сад «Яблонька», ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44», ЗАО «Марийское» магазин «Птица», ФГУП «Почта России», Отделение Марий Эл № 8614 Волго-Вятского банка  ПАО «Сбербанк России», ИП Никулиной Л.П.) заключены договоры по отпуску горячей воды и тепловой энергии в виде горячей воды через присоединенную сеть.

Также ООО МУК «Жилкомсервис» представлен реестр добросовестных  потребителей – хозяйствующих лиц, не имеющих задолженность за коммунальные услуги перед обществом за период с 01.06.2017 по 01.06.2018. Так, например, отсутствует задолженность у хозяйствующих субъектов: ГБУ РМЭ «Медведевская ЦРБ», АО «Медведевская центральная районная аптека № 44».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В  силу подпункта «в»  27 постановления Правительства РФ от 29.07.2013№ 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83» организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязана  обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения обязано, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, в порядке  установленной ч. 1 ст. 21 Закона о водоснабжения.

Следовательно, ООО «Ресурс-1» и ООО МУК «Жилкомсервис» не проведены организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении недобросовестных потребителей ресурса при одновременном обеспечении поставки горячего водоснабжения другим добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате  за горячее водоснабжение и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства, без ограничения их режима потребления. Между тем, без осуществления (организационно-технических мер) ограничение режима потребления не вводится. Доказательств заключения соглашения между ООО «Ресурс-1» и ООО «МУК «Жилкомсервис» об обеспечении и способах подачи энергетических ресурсов добросовестным потребителям не представлено.

Исходя из требований пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на ресурсоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение. При таких обстоятельствах, ООО «Ресурс-1» и ООО «МУК «Жилкомсервис» должны достигнуть соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Однако таких действий не совершено, доказательств, подтверждающих волеизъявление сторон на заключение соглашения не представлено.

  • ООО «Ресурс-1» и ООО «МУП «Жилкомсервис» по введению ограничения режима потребления топливно-энергетических ресурсов на объекты добросовестных потребителей повлекли ущемление прав неопределенного круга лиц на получение соответствующих ресурсов, чем нарушили требования п.4 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов дела, если нарушение антимонопольного законодательства со стороны ответчиков продолжается вправе выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В материалы дела представлен акт возобновления режима потребления горячего водоснабжения по ул. Транспортная, ул. Фабричная, пгт. Краснооктяборьский Республики Марий Эл и лицами, участвующими в деле также подтверждено, что в настоящее время осуществляется горячее водоснабжение объектов.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России в соответствии с представленными документами и пояснениями лиц, участвующих в деле считает, что в настоящее время отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-1»                              , общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилкомсервис» (ул. Кооперативная, д. 5, пгт. Медведево, РМЭ,  факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном ограничении поставки топливно-энергетических ресурсов на объекты, расположенные по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Краснооктябрьская, ул. Фабричная, ул. Транспортная.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны