Решение №АБ/4132/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-694/2023

 

31 июля 2023 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии  –  <…> - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителей заказчика - Отраслевого органа администрации «Отдел образования Советского муниципального района» - <…>, <…> (на основании доверенностей); в отсутствие ИП Т., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы; рассмотрев жалобу ИП Т. от 25.07.2023 на положения извещения об осуществлении закупки 0308300010323000001 от 18.07.2023 на благоустройство территории Ронгинской СОШ с.Ронга,

установила:

Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на благоустройство территории Ронгинской СОШ с.Ронга.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 25.07.2023 поступила жалоба ИП Т.  на положения извещения указанной закупки.

Заявитель жалобы полагает, что Заказчик, в нарушение Закона о контрактной системе, установил в извещении о проведении закупки дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, не соответствующие фактическому предмету закупки, а именно: заказчиком установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571, в соответствии с позицией 18 данного постановления — работы по содержанию, ремонту автомобильной дороги, тогда как предмет закупки «благоустройство территории Ронгинской СОШ с.Ронга» соответствует позиции 9 Постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571 -  работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме 0308300010323000001 размещено в ЕИС 18.07.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 25.07.2023 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 27.07.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 6 600 000,00 рублей.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Из части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Объектом рассматриваемой закупки является благоустройство территории Ронгинской СОШ с.Ронга.

Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 18 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, то есть дополнительные требования, устанавливаемые при закупке работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги.

В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки на выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги, предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

  1. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
  2. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
  3. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
  4. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заявитель полагает, что Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам обжалуемой закупки по позиции 9  Постановления от 29.12.2021 № 2571.

В соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

  1. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
  2. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(в том числе линейного объекта);

  1. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В письменных и устных пояснениях Заказчик указал, что, согласно описанию объекта закупки, локально-сметному расчету, исполнителю контракта надлежит выполнить работы, относящиеся к ремонту дорог при формировании извещения обжалуемой закупки

Согласно Описанию объекта закупки, локально-сметного расчета подрядчику надлежит выполнить работы относящие к ремонту дорог, а именно:

  • устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня;
  • розлив вяжущих материалов;
  • устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси: с применением укладчиков асфальтобетона;
  • розлив вяжущих материалов;
  • устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера, толщина слоя 4 см.

Так же в соответствии с Описанием объекта закупки установлены требования к материалам, используемые при выполнении работ: эмульсия битумная дорожная, смесь асфальтобетонная А16Нн, смесь асфальтобетонная А16Вн, щебень из природного камня М400 фр. 20-40.

Из извещения о проведении закупки видно, что код ОКПД определен как 42.11.10.129 «Дороги автомобильные», в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки".

Следовательно, указанный код включает в себя не только автомобильные, но и иные пешеходные дороги, не включенные в другие группировки.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 257 от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - № 257 - ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 5  № 257 — ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3)            автомобильные дороги местного значения; 4)          частные автомобильные дороги.

Согласно части 2 статьи 5 № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Частью 3 статьи 5 № 257-ФЗ установлено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 5 № 257-ФЗ к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России не согласна с позицией Заказчика по следующим основаниям.

В материалы дела представлены фотографии объекта закупки, из которых следует, что объект закупки представляет собой прилегающую к образовательному учреждению пешеходную асфальтированную территорию, по которой возможно передвижение транспортных средств (служебных автомобилей).

Документы о принадлежности указанной территории к автомобильной дороге Заказчиком в материалы дела не представлены.

Также необходимо отметить,  что согласно распоряжению Правительства Республики Марий Эл от 12.07.2023 № 818-р Заказчику выделены средства резервного фонда  Правительства Республики Марий Эл на ремонт покрытия территории муниципального общеобразовательного учреждения «Ронгинская общеобразовательная школа» Советского муниципального района Республики Марий Эл.

На основании изложенного, учитывая наименование объекта закупки, Заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 18 Постановления Правительства Российской Федерации  № 2571, что является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя признается обоснованным.

Ответственность за данное нарушение законодательства предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу подведения итогов от 27.07.2023 на участие в закупке подана одна заявка — АО «Марий Эл Дорстрой».

В составе заявки АО «Марий Эл Дорстрой» представлены контракты (договоры), подтверждающие наличие опыта  выполнения работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, ввиду того, что заказчиком в рамках рассмотрения жалобы представлены сведения о том, что АО «Марий Эл Дорстрой» имеет опыт выполнения работ по благоустройству территории, что подтверждается исполненными контрактами с реестровыми номерами № 3121600259519000050, № 3121300448120000012, оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ИП Т. обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Отраслевого органа администрации «Отдел образования Советского муниципального района» нарушение требований части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении  в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

          В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны