Постановление б/н факт размещения наружной рекламы финансовых услуг, расположе... от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу 012/04/14.3-480/2021 об административном правонарушении

 

«08» июля 2021 года                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в лице заместителя руководителя-начальника отдела Ерошкиной Оксаны Вадимовны, рассмотрев протокол от «27» мая 2021 года об административном правонарушении и материалы дела 012/04/14.3-480/2021, возбужденного в отношении ООО «Честр-Инвест» по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в связи с размещением наружной рекламы финансовых услуг, расположенной по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной, в присутствии представителя по доверенности ООО «Честр-Инвест»,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело 012/04/14.3-480/2021 об административном правонарушении в отношении ООО «Честр-Инвест» по факту размещения наружной рекламы финансовых услуг, расположенной по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, северо-западнее, д. 11 по ул. Фестивальной

27.05.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-480/2021 в отношении ООО «Честр-Инвест» по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. ООО «Честр-Инвест» надлежащим образом извещено о дате составления протокола об административном правонарушении, уведомление о составлении протокола (исх. № 03-07/371 от 17.05.2021), направленное Марийским УФАС России, получено Обществом 20.05.2021.

Копия протокола направлена по месту регистрации ООО «Честр-Инвест» (исх. № 03-07/424 от 27.05.2021). Обществом 02.06.2021 протокол получен.

Определением об отложении рассмотрения дела (исх. № 03-07/473 от 11.06.2021) рассмотрение дела отложено на 08.07.2021.  Обществом определение получено 18.06.2021.

 Таким образом, на момент рассмотрения дела 012/04/14.3-480/2021 ООО «Честр-Инвест» было надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

ООО «РА Волга» в рамках рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе не признало. Дополнительно пояснило, что между обществом и ИП С. заключен агентский договор № 1 от 01.06.2018. По условиям агентского договора ИП С., как агент, обязалась вести поиск клиентов по размещению рекламы для ООО «РА Волга», а ООО «РА Волга» предоставляло ей в пользование рекламные конструкции, на размещение которых разрешение, выданное администрацией г. Йошкар-Олы. В связи с чем, ООО «РА Волга» полагает, что рекламораспространителем является ИП С.

Кроме того, общество указало, что рекламодателем является ООО «Честер-инвест», которое заключило договор на оказание рекламных услуг с ИП С.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах «Ипотека от 0,7* выгода до 500 000 р**….» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

 В рассматриваемой рекламе «Ипотека от 0,7*» на белом фоне мелким шрифтом размещена следующая информация «С 01.11.2019 в рамках программы «Ипотека с государственной поддержкой для семей с детьми» ставка от 0,7 % годовых на срок строительства объекта недвижимости при условии оформления страховании жизни и здоровья заемщика в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях (страхование обязательно при выдаче кредита). После ввода объекта недвижимости в эксплуатацию процентная ставка по кредиту составит 4,7% годовых на оставшийся срок при условии оформления страхования жизни и здоровья заемщика и 6% годовых при отказе от оформления страхования заемщика. Первоначальный взнос от 20% от стоимости кредитного жилья помещения. При отказе от сервиса «Электронная регистрация» процентная ставка увеличится на 0,3% Минимальная сумма кредита 300 тыс. рублей. Максимальный размер кредита 3 000 000р. Валюта – рубли РФ. Кредит предоставляется гражданам РФ, у которых в период с 01.января 2018 до 18 марта 2023 г. родится второй или последующий ребенок, гражданин РФ. Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015».

Однако, существенная информация (о размере ипотеки, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка по истечении льготного периода, срок ипотеки, иное) напечатаны мелким шрифтом в нижней части информационного поля рекламной конструкции, визуально отделенного от иной информации и выполненной мелким шрифтом в отличии от шрифта, в котором указаны иные условия (ипотека от 0,7%*), что не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара.

То обстоятельство, что в положениях законе о рекламе не указан размер шрифта текста, не свидетельствует о том, что размер шрифта на распространяемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации.

По смыслу данной нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, товарами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Рассматриваемая реклама является наружной и размещена на установленном на разделительной полосе многополосной автомобильной дороги рекламном щите, при отсутствии у потребителя возможности приблизиться к рекламной конструкции, следовательно, она предназначена для относительно быстрого и четкого осознания потребителями (пассажирами, водителями транспортных средств) предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: рекламная конструкция установлена вдоль автомобильной дороги; текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции.

Между тем, текст существенных условий предложения (ипотека от 0,7%) выполнена крупным шрифтом по сравнению с иными существенными условиями, влияющие на стоимость ипотеки и требует значительного времени для прочтения, что невозможно по определению при движении на транспортном средстве ни в качестве пассажира, ни тем более водителя транспортного средства.

Таким образом, формальное присутствие в рекламе существенной информации, приведенной мелким нечитаемым шрифтом не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Информация о всех существенных условиях, при соблюдении которых потребителю предоставляется ипотечный кредит на покупку жилья у строительной компании ООО «Честер-инвест» с процентной ставкой 0,7% годовых; об адресе сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации; о лице/лицах оказывающем финансовую услугу (ипотека); условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой (ипотека) лица, напечатанная мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Таким образом, Марийским УФАС России установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО «Честер – инвест» и ИП С. заключен договор № 26 от 28.09.2018, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по размещению, демонстрации и  монтажу рекламной информации заказчика на рекламных поверхностях. Макет рекламной информации предоставлен обществом, размещение рекламной информации оплачено ООО «Честер-инвест» в полном объеме.

ИП С.  изготовила и монтировала рекламную информацию на рекламном баннере.

Следовательно, ООО «Честер-инвест» является рекламодателем, а ИП С. рекламопроиводителем.

При этом, антимонопольный орган не может согласиться с доводами ООО «Честер-Инвест» о том, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине рекламопроизводителя, поскольку макет рекламной информации был разработан обществом. ИП С. изменений в содержание макета не вносила.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ООО «Честр-Инвест» при размещении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 17 октября 2020 года – дата проведения мониторнга рекламы.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного ООО «Честр-Инвест», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона – размещение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ООО «Честр-Инвест»;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Честр-Инвест» имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «Честр-Инвест». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. На рассмотрении дела ООО «Честр-Инвест» заявлено ходатайство о применении в отношении Общества ст. 3.4., 4.1.1. КоАП РФ, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» ООО «Честр-Инвест» является субъектом малого предпринимательства.

Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не относится к исключениям, установленным частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Предупреждение не входит в число наказаний, предусмотренных санкциями части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, в материалах дела имеются сведения о том, что ООО «Честер-Инвест» ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (постановление по делу № 012/04/14.3-837/2021 от 26.10.2021).

Таком образом в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

ООО «Честер-Инвест» в рамках рассмотрения дела заявило ходатайство о применении в отношении общества малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Действия ООО «Честр-Инвест» содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ООО «Честр-Инвест» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и наличие сведений о привлечении ранее к административной ответственности, считает необходимым назначить                     ООО «Честер-Инвест» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9. 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

 

постановила:

 

Привлечь ООО «Честр-Инвест» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в размере 100 000 (сто тысяч рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                    

 

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны