Решение б/н на действия организатора торгов при проведении электронного ... от 18 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссии по контролю в сфере проведения торгов
по делу № 012/10/18.1-120/2021
18 февраля 2021 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере проведения торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии <…> заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью «ЧЕСТРОЙ» по доверенности,
в присутствии представителей организатора торгов - Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (далее – РФКР РМЭ),
рассмотрев жалобу ООО «ЧЕСТРОЙ» на действия организатора торгов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене лифтов, ремонту машинных и блочных помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл в 2021 году (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы № 200850000012000102 от 29.12.2020),
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).
Согласно извещению № 200850000012000102 от 29.12.2020 организатором торгов проводился электронный аукцион на выполнение работ по замене лифтов, ремонту машинных и блочных помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл в 2021 году в соответствии с указанным Положением.
В соответствии с пунктом 235 Положения любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, органа по ведению реестра, комиссии по проведению предварительного отбора, ее членов, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам
Заявитель полагает, что признание организатором торгов ООО «ЧЕСТРОЙ» уклонившимся от заключения договора является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Таким образом, принимая во внимание, что процедура размещения электронных аукционов, организованных в соответствии с Положением является процедурой торгов, рассмотрение жалобы на действия организатора торгов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по замене лифтов, ремонту машинных и блочных помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл в 2021 году осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл приняло жалобу к рассмотрению.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения от 15.02.2021 на доводы, изложенные в жалобе.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы, обсудив доводы жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 21.01.2021г., размещенному оператором электронной площадки на электронной площадке на сайте РТС-Тендер, предложениям о цене договора, поданным участниками электронного аукциона, были присвоены номера: № 1 (ООО «ЧЕСТРОЙ»), № 2 (ООО «Трансэнерго»), № 5 (ООО «РУ КМЗ»), № 4 (ООО «ЩЛЗ»), № 3 (ООО «Высота 43»).
По результатам подведения итогов электронного аукциона победителем электронного аукциона признано ООО «ЧЕСТРОЙ», с ценой договора 20041969,92 руб., что на 35,005405 % ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении, документации о проведении электронного аукциона.
22.01.2021 года заказчик разместил на электронной площадке РТС-Тендер без своей подписи проект договора № 04-21, согласно пункту 185 от 1.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Постановление № 615).
Договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением № 615).
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04.02.2014 № 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ. Поскольку направление победителем электронного аукциона протокола разногласий заказчику прямо не предусмотрено ни Положением № 615, ни документацией к закупке, подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям по аналогии положения статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ, позволяющие урегулировать порядок и сроки направления и рассмотрения протокола разногласий, а также сроки подписания договора с учетом направления протокола разногласий.
Частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов
Из материалов дела следует, что 22.01.2021 заказчик в установленный Законом о контрактной системе срок посредством электронной площадки направило в адрес победителя для подписания проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (пункт 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
01.02.2021 ООО «ЧЕСТРОЙ» разместил на сайте электронной площадки в сети Интернет www.rts-tender.ru, протокол разногласий к проекту договора №04-21 на выполнение работ по замене лифтового оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл в 2021 году.
01.02.2021 заказчиком - Республиканским фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл, на сайте электронной площадки в сети Интернет www.rts-tender.ru, размещен ответ на протокол разногласий ООО «ЧЕСТРОЙ» к проекту договора №04-21.
Таким образом, срок подписания договора участником с учетом направления им протокола разногласий истек 04.02.2021.
05.02.2021 проект договора подписан участником и направлен заказчику.
В соответствии с пунктом 197 Постановления № 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее, чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона. 10 дней предоставляется на подготовку обеспечения, урегулирование разногласий и подписание договора участнику аукциона и 10 дней предоставляется заказчику на проверку представленного обеспечения, обоснования цены в случае её значительного снижения (с учетом необходимости комиссионного принятия решения) и подписание договора.
01.02.2021 от оператора электронной площадки - ООО «РТС-тендер», на электронную почту ООО «ЧЕСТРОЙ» поступило письмо, согласно которому:
Крайний срок заключения договора сторонами – 10.02.2021, 23:59;
Крайний срок подписания проекта договора участником – 09.02.2021, 23:59.
Согласно представленным пояснениям заказчика в соответствии с аукционной документацией срок для подписания договора участником составляет 6 рабочих дней с даты получения проекта договора (что соответствует 10 календарным дням) - до 01.02.2021. В последний день установленного срока – 01.02.2021 участник отклонил направленный заказчиком проект договора с приложением протокола разногласий. Разногласия рассмотрены заказчиком и отклонены, проект договора возвращен участнику без изменений и на торговой площадке опубликовано обоснование отклонения протокола разногласий в 01.02.2021. Учитывая то, что банковская гарантия получена участником аукциона 29.01.2021, письмо «об обеспечении выполнения обязательств» датировано 25.01.2021, то следует вывод, что препятствий для заключения договора в установленный срок - 01.02.2021 у участника аукциона не было.
Заказчик также пояснил, что сроки, указываемые торговой площадкой для участника, по техническим причинам, отсчитываются с момента отправки договора заказчиком. В случае с направлением участником протокола разногласий торговая площадка также начинает считать срок подписания договора участником заново с момента повторной отправки договора заказчиком, без учета того, что общий срок подписания договора составляет 20 календарных дней с момента опубликования протокола аукциона. При этом, у участника нет технической возможности подписать договор, пока заказчик не направит его повторно после рассмотрения протокола разногласий. Регулирование деятельности торговой площадки вне пределов нашей компетенции.
Пунктом 91 Постановления № 615 установлено, если предметом договора о проведении капитального ремонта, для заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт (замена, модернизация) лифтов, участник закупки, предложивший цену договора, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, обязан дополнительно представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.
Вместе с тем, установлено, что к проекту подписанного участником аукциона ООО «ЧЕСТРОЙ» договора приложены: скан банковской гарантии, обоснование предлагаемой цены договора, включающее наименование затрат и их общую стоимость с учетом понижающего коэффициента после аукциона.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что письмо ООО «ЧЕСТРОЙ» № 31 от 25.01.2021 не является обоснованием предлагаемой цены, а лишь показывает распределение предложенной участником аукциона цены по указанным им статьям затрат.
В соответствии с пунктом 199 Постановления № 615 в случае, если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185, 187 и 189 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Таким образом, учитывая, что требование о предоставлении обоснования предлагаемой цены договора установлено действующим законодательством. Сам факт предоставления ООО «ЧЕСТРОЙ» документа «обоснование цены» при подписании договора свидетельствует о его осведомленности. Следовательно, протокол о признании участника уклонившимся от заключения договора от 08.02.2021 принят заказчиком в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя и необходимости выдачи комиссии организатора торгов предписания об устранении нарушений законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЧЕСТРОЙ» необоснованной.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии