Решение №АБ/4626/23 Решение по делу №012/06/106-807/2023 от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу №012/06/106-807/2023


 

31 августа 2023 года г. Йошкар-Ола


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <...> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя администрации Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл <...> (по доверенности);

в отсутствие заявителя — ИП С., надлежаще извещенного о дате, месте и времени заседания Комиссии;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП С., на действия заказчика – администрации Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона по приобретению жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru №0308300016323000009 от 18.08.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводился электронный аукцион по приобретению жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ИП С. на положения извещения указанной закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком установлено неправомерное требование к содержанию заявки на участие в аукционе, что в свою очередь по мнению Заявителя может привести к отклонению заявки участника; Заказчиком в извещении не установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупке в РНП; Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая требования согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом не требуя подтверждающих документов.

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения, пояснив нарушения техническими ошибками.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение №0308300016323000009 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 18.08.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 29.08.2023 09:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика: 31.08.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 720623,92 рублей.

Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023, электронный аукцион признан несостоявшимся, так как на участие в закупке не подано ни одной заявки.

1. Заявитель указывает, что Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно Приложения №4 к извещению о проведении электронного аукциона устанавливается требование к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению, так в пункте 2.2 указанного приложения от участника закупки требуется указать предложение о цене контракта.

Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в аукционе должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из совокупности положений статей 43, 49 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в электронном аукционе не содержит предложение о цене контракта.

На основании части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с указанным Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 данной статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона).

В части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определен порядок подачи ценовых предложений.

Следовательно, процедура подачи ценовых предложений осуществляется с использованием электронной площадки и, исходя из части 1 и 2 статьи 49 Закона контрактной системе, предложение участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), предусмотренное пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона в составе заявки не предоставляется.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об обоснованности довода Заявителя жалоба.

2. Заявитель указывает, что Заказчиком не установлено требование об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В соответствии с пунктом б части 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Таким образом, в случае неустановления заказчиком общего требования к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан был установить специальное требование, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Комиссией установлено, что требование к участникам закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки заказчиком не установлено.

Вместе с тем, специальное требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки в извещении не установлено, что является нарушением пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Следовательно, позиция заявителя является обоснованной.

3. Согласно довода Заявителя, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая требование согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом не требуя подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик может установить следующее требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что данное требование указано заказчиком в извещении о проведении закупки, однако учитывая предмет спорной закупки, оснований для его установления у заказчика не имелось.

Кроме того, из пункта 1.1.13 Приложения №4 к извещению о проведении электронного аукциона «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению», следует, что документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки пункта 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не требуются.

С учетом вышеизложенного, Комиссия также приходит к выводу об обоснованности позиции заявителя и признании в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Нарушения допущенные заказчиком содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, так как электронный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:


 

1. Признать жалобу С. обоснованной.

2. Признать в действиях администрации Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

   

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Параньгинского муниципального района
ИНН 1211000629, ОГРН 1021200695262