Решение №АБ/1614/24 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/5-125/2024 о нарушении законодател... от 10 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/5-125/2024 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«10» апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «04» апреля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «10» апреля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии –ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/5-125/2024, возбужденное по признакам нарушения пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Партнер» по факту распространения рекламы «Уважаемые граждане! C 01 октября 2015 г. вы имеете право ОСВОБОДИТСЯ от ДОЛГОВ (кредиты, займы, жкх, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения Республики Марий Эл по телефонам 8-800-101-92-00/ 37-01-15 Остановим платежи по кредитам в день обращения», в присутствии генерального директора ООО «Партнер» <…>

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Марийского УФАС России установлен факт размещения на рекламных конструкциях при входе в подъезды многоквартирных жилых домов г.Йошкар-Олы рекламы следующего содержания:

Марийским УФАС России в отношении ООО «Партнер» возбуждено дело № 012/05/5-125/2024 по пункту 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

ООО «Партнер» на рассмотрении дела пояснило, что в рамках заключенного с ИП Т. договора на оказание консультационных услуг ИП Т. был изготовлен макет рекламы, общество содержание рекламы не проверяло.

Определением от 13.03.2024 рассмотрение дела № 012/05/5-125/2024 отложено, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ИП Т., ИП Е.

ИП Е. в ходе рассмотрения дела представил письменные пояснения, в которых указал, что листовки были получены от ИП Т. для расклейки на досках объявлений, содержание листовок не проверялось.

Также ИП Т. в ходе рассмотрения дела представила письменные пояснения, в которых указала, что в рамках заключенного договора с ООО «Партнер» осуществляет деятельность по привлечению рекламных компаний и согласование размещаемых рекламных материалов.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание рассматриваемой информации, способы её размещения и распространения, следует, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламы «Уважаемые граждане! C 01 октября 2015 г. вы имеете право ОСВОБОДИТСЯ от ДОЛГОВ (кредиты, займы, жкх, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения Республики Марий Эл по телефонам 8-800-101-92-00/ 37-01-15 Остановим платежи по кредитам в день обращения» следует, что объектом рекламирования являются услуги банкротства.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок регулирования иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, определены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)).

В статье 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) даны следующие понятия: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Пунктом 1 статьи 223.2 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается гражданином по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 223.2. Закона о несостоятельности (банкротстве).

Сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, что в свою очередь является основанием для приостановления исполнения исполнительных документов (пункт 2 статьи 223.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Согласно пункту 1 статьи 223.6. Закона о несостоятельности (банкротстве) по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве процедура внесудебного банкротства гражданина завершается, и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 данного Федерального закона.

Если внесудебное банкротство невозможно, признание гражданина банкротом осуществляется в судебном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом в пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 213.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В пункте 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" указано, что при реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве). Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.

Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрены определенные условия, при которых возможно запустить процедуру банкротства.

Вместе с тем отсутствие в рекламе информации о существенных условиях, при которых возможно запустить процедуру банкротства физического лица либо иным образом урегулировать долг по кредитам, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, поскольку создает впечатление, что каждый взявший кредит на любую сумму может не исполнять свои обязательства без каких-либо последствий.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товар.

В отношении рассматриваемой услуги по банкротству физических лиц в рекламе сообщается, что можно «остановить платежи по кредитам в день обращения». Однако в рекламе не указано, при каких условиях платежи по кредитам будут остановлены.

Таким образом, рассматриваемая реклама также нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения материалов Марийским УФАС России установлено, что реклама размещалась в рамках договора от 19.10.2023, заключенного между ООО «Партнер» и ИП Е. Заказчиком рекламы является ООО «Партнер». В соответствии с приложением №3 к договору от 19.10.2023 сторонами согласован период размещения рекламы с 19.12.2023 по 18.01.2024 в районах г.Йошкар-Олы: Березово, Шестой, Больничный, Прибрежный, Комсомольский, Оршанский. В соответствии с пунктом 3.2.5 договора заказчик предоставляет исполнителю листовки в необходимом количестве.

При этом Комиссия критически оценивает доводы ООО «Партнер» о передаче макета рекламы ИП Е. ИП Т. без согласования с ООО «Партнер». Так, ИП Т. не имеет договорных отношений с ИП Е., а реклама размещалась на основании договора, заключенного между ООО «Партнер» и ИП Е.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Партнер».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

Однако на момент вынесения решения у Комиссии отсутствуют материалы, свидетельствующие об устранении нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «Партнер»

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ООО «Партнер» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Уважаемые граждане! C 01 октября 2015 г. вы имеете право ОСВОБОДИТСЯ от ДОЛГОВ (кредиты, займы, жкх, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения Республики Марий Эл по телефонам 8-800-101-92-00/ 37-01-15 Остановим платежи по кредитам в день обращения» следующего содержания: ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, частью 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Партнер» (ИНН 4345503926, ОГРН 12043000077031) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                             

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны