Определение №ОЕ/6296/22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/28-802/2022 по призн... от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-802/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе

«02» ноября 2022 года                                                                                             г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения на рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*»,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Марийского УФАС России 01.11.2022 установлен факт размещения рекламы «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%*….» (информация под знаком * не читается) на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. ЙошкарОла, ул. Первомайская, д. 115ж на территории рынка, которая содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) следующего содержания:

 

 

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования является организация «ЧестноДеньги», а также финансовые услуги - займы.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вместе с тем, из правил предоставления микрозаймов, утвержденных № 1/11-10-19, следует, что займы ООО МКК «Уно» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил): физическим лицам – гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы общества на потребительские нужды (п. 3.1); дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 65 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 65 лет (п. 3.2); трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям, в связи с чем рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в связи с указанием на выдачу займов «ВСЕМ».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче займов.

Между тем, Марийским УФАС России установлено, что услуги по выдаче займов с наименованием «ЧестноДеньги» оказывает ООО МКК «Уно», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО № 1903550009244 от 29.04.2019.

Информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена до потребителей в рассматриваемой рекламе, следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Также рассматриваемой рекламе содержится условие выдачи займов: «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%*».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о минимальном и максимальном размере суммы займа от 0%, сроке займа, а также отсутствует информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «Займы от 0%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 0%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом).

На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о минимальном и максимальном размере суммы займа от 0%, сроке займа, а также отсутствует информация об условиях предоставления займов.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 0%, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность микрокредитной организации по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115ж под наименованием «ЧестноДеньги» осуществляет ООО МКК «Уно», что подтверждается также сведениями  сайта https://chestnodengi.ru/.

Рассматриваемая реклама размещена в месте осуществления коммерческой деятельности ООО МКК «Уно», от его имени и в интересах общества, привлекая внимание к финансовым услугам организации.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Уно».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-802/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Назначить дело № 012/05/28-802/2022 к рассмотрению на  24 ноября  2022 года в 10 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения,общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Уно» (ИНН 5402049460, ОГРН 1195476004151, адрес места регистрации: 443086, г. Самара, ул. Ерошевского, д. 3. офис 10).
  4. ООО МКК «Уно» в срок до 21 ноября 2022 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
  1. информацию об обособленном подразделении (офисе предоставления займов) по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115Ж, с приложением подтверждающих документов (положение об обособленном подразделении, копий правоустанавливающих документов на занимаемое помещение);
  2. копии приказов, положений, устанавливающих условия выдачи займов ООО МКК «Уно» (представить общие условия договора потребительского займа и правила предоставления займов в читаемом формате);
  3. копии действующих программ, условий на основании которых

предоставляются займы, а также осуществляется расчет процентной ставки;

  1. копию заявок на изготовление/размещение рассматриваемой рекламы; кем разрабатывался и утверждался макет рассматриваемой рекламы? Представить подтверждающие документы, в том числе макет рассматриваемой рекламы в электронном виде;
  2. макет рассматриваемой рекламы в натуральную величину;
  3. в связи с чем информация о всех условиях выдачи займов не размещена в рекламе? Почему сведения, указанные под сноской «звездочка» выполнены мелким нечитаемым шрифтом либо размещены на недоступном для ознакомления потребителем расстоянии? Представить письменную мотивированную позицию;
  4. в связи с чем в рассматриваемой рекламе указано, что займы выдаются всем

лицам? Представить мотивированную позицию с учетом правил выдачи займов ООО МКК «Уно»;

  1. иные документы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/6271138241).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему определению.

Председатель                                                                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны