Решение №АБ/772/24 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/19-1069/2023 о нарушении законодате... от 21 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/19-1069/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«21» февраля 2024 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «16» февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен: «21» февраля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/19-1069/2023, возбужденное в отношении ООО «Колибри», ИП Е. по факту размещения рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82 при отсутствии согласия собственников многоквартирного дома, в отсутствии лиц, привлеченных к участию в деле,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили обращения <…>  (вх. № 8184/23 от 09.11.2023, вх. № 8862-ЭП/23 от 04.12.2023) по факту размещения рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, следующего содержания:

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования

- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, указанный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства.

В соответствии с разъяснениями, представленными в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Комиссия приходит к выводу о том, что информация «Номера аварийных номеров ресурсных организаций…», «Театр купит новые хромовые и яловые сапоги…», «ООО «ТИАРА» на производства замков приглашает…», «ЗАО «ПОРТАЛ» на производство металлических дверей приглашает…», «ММЗ приглашает на работу…», «Организации «МариМолоко» в связи с расширением требуются…», «до 1 декабря заплатите имущественные налоги…» не обладает всеми признаками рекламы, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, в ней не содержится объекта рекламирования, а, следовательно, данная информация рекламой не является.

Вместе с тем, информация «Дом.ру. Летает на всех устройствах…», «Уважаемые граждане! С 01 октября 2015 г. Вы имеете право ОСВОБОДИТЬСЯ от ДОЛГОВ (кредиты займы, ЖКХ, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения республики Марий Эл по телефонам 8800-101-92-00 / 37-01-15. Остановим платежи по кредитам в день обращения!», «1Срарус. Электронная подпись для отчетности, ЭДО, маркировки, торгов по банкротству…» подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Рассматриваемая информационная конструкция является рекламной, поскольку содержит в том числе рекламные материалы, размещена стационарно, имеет прочную связь со зданием (ее монтаж/демонтаж невозможны без использования специальных инструментов), она не предназначена для перемещения.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.

Статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросу заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Учитывая изложенное, при размещении рекламы на общем имуществе собственников многоквартирного дома, независимо от места размещения такой рекламы, а также от использования или неиспользования несущих конструкций здания, необходимо получение согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Доказательства того, что рассматриваемая рекламная конструкция размещена с согласия собственников многоквартирного дома отсутствуют.

Из письменных пояснений Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – администрация) от 13.12.2023 вх.№9232-ЭП/23 следует, что разрешение на установку и эксплуатацию рассматриваемой рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, администрацией не выдавалось.

Таким образом, размещение рекламы на общем имуществе многоквартирного дома, расположенного адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, осуществлено без согласия жильцов и без получения разрешения органов местного самоуправления, то есть осуществлено с нарушением требований частей 5 и 9 статьи 19 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из представленных письменных пояснений АО «Эр-Телеком Холдинг» следует, что между обществом и ИП Е. заключен договор №ЙШК00800005 от 01.08.2023 на основании которого осуществлялось размещение рекламы «Дом.ру. Летает на всех устройствах…», размещенной на рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82 (вх. № 9188-ЭП/23 от 13.12.2023).

ООО «Партнер» указало, что между обществом и ИП Е. заключен договор на размещение рекламы и информации от 19.10.2023, в рамках которого ИП Е. на рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, размещалась реклама «Уважаемые граждане! С 01 октября 2015 г. Вы имеете право ОСВОБОДИТЬСЯ от ДОЛГОВ (кредиты займы, ЖКХ, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения республики Марий Эл по телефонам 8-800-101-92-00 / 37-01-15. Остановим платежи по кредитам в день обращения!» (вх. №739-ЭП/24 от 31.01.2024).

ООО «1С-Рарус Йошкар-Ола» также указало, что между обществом и ИП Е. заключен договор на размещение информации от 10.01.2023, на основании которого осуществлялось размещение рекламы «1С- рарус. Электронная подпись для отчетности, ЭДО, маркировки, торгов по банкротству…», размещенной на рекламной конструкции на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82 (вх. № 1153-ЭП/24 от 14.02.2024).

Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, содержащей нарушение части 9 статьи 19 Закона о рекламе, является ИП Е.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ИП Ерошин Р.В. в письменных пояснениях (вх. №185/24 от 12.01.2024) указал, что рассматриваемая реклама на стене многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, не размещается с декабря 2023 г. Также заявителем представлены письменные пояснения с приложением фотоматериалов, подтверждающие демонтаж рассматриваемой рекламы (вх. №8862-ЭП/23 от

04.12.2023).

В связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия не находит оснований для выдачи ИП Е. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Дом.ру. Летает на всех устройствах…», «Уважаемые граждане! С 01 октября 2015 г. Вы имеете право ОСВОБОДИТЬСЯ от ДОЛГОВ (кредиты займы, ЖКХ, штрафы) законным способом через МФЦ или суд. БЕСПЛАТНЫЕ консультации для населения республики Марий Эл по телефонам 8800-101-92-00 / 37-01-15. Остановим платежи по кредитам в день обращения!», «1Срарус. Электронная подпись для отчетности, ЭДО, маркировки, торгов по банкротству…», размещенную на рекламной конструкции на стене

многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшпая, д. 82, поскольку в ней нарушены требования частей 5, 9 статьи 19 Закона о рекламе.

  1. Передать материалы дела должностному лицу органов внутренних дел для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны