Решение №АБ/2088/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-337/2023

21 апреля 2023 года г. Йошкар-Ола

                Комиссия        Управления       Федеральной        антимонопольной        службы        по

Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от № 57/23 от 07.04.2023 и на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. 14.07.2022 Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика — ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» при проведении закупки на поставку автомобильного топлива для ФГБОУ ВО «ПГТУ» (номер извещения в единой информационной системе № 0308100001422000030  от 26.09.2022),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило обращение АСО «Общественный контроль» о возможном нарушении ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» норм Закона о контрактной системе.

В частности заявитель полагает, что членами комиссии допущен к участию в закупке участник, не предложивший в своей заявке информацию о конкретных показателях поставляемого товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, либо предоставленная участником информация о конкретных показателях товаров, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, не включена заказчиком, ответственным лицом заказчика в контракт.

Марийским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет».

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку автомобильного топлива для ФГБОУ ВО «ПГТУ» (извещение в единой информационной системе №

0308100001422000030  от 26.09.2022).

Дата и время начала срока подачи заявок: 26.09.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.10.2022.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 04.10.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

06.10.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 186 035,00 рублей.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, Комиссией установлено, что приложение № 1 к извещению «Описание объекта закупки» содержит в том числе следующее:

 п

/ п

Наименование товара

Требования к качеству, техническим характеристикам товара

1

Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5

(розничная поставка)

КТРУ: 19.20.21.325-00002 Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)

Тип топлива дизельного Зимнее 

Экологический класс Не ниже К5 

Сорт/класс топлива: Не ниже 2 

2

Бензин автомобильный (розничная реализация)

КТРУ: 19.20.21.100-00006            Бензин автомобильный (розничная реализация)

Октановое число бензина автомобильного

≥ 92  и  < 95  по исследовательскому методу:

Экологический класс:                                                 Не ниже К5

3

Бензин автомобильный (розничная реализация)

КТРУ: 19.20.21.100-00005            Бензин автомобильный (розничная реализация)

Октановое число бензина автомобильного

≥ 95  и  < 98 по исследовательскому методу:

Экологический класс:                                                 Не ниже К5

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Приложение № 3 к извещению «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению» содержит в том числе следующее: «показатели поставляемого товара, указанные участником закупки в подаваемой заявке, сопровождающиеся словами или знаками: «не ниже», «не более», «не менее», «более»,

«менее», «или», «не менее…, но не более…», «до», «от», «не хуже», «…-…» - НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОНКРЕТНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ.

Пример №1 – установлено как требование «Экологический класс: не ниже К5», участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением, например: «Экологический класс: К5».

Показатели поставляемого товара, указанные в подаваемой заявке участником закупки, сопровождающиеся словами «диапазон», знаком «≥», «<» и знаком предельного отклонения «±» ЯВЛЯЮТСЯ КОНКРЕТНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ, такие показатели являются НЕИЗМЕННЫМИ:

Пример №2 – установлено как требование «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: ≥92 и <95», участником закупки должен быть предложен товар с диапазонным значением, например «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: ≥ 92  и  < 95» ).

Показатели объекта закупки не содержащие максимальных и (или) минимальных значений, являются неизменными.

Предложения участников закупки в отношении объекта закупки не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «должен быть», «должна быть», «должны быть», «должен», «не должен», «должна», «не должна», «должны», «не должны», «не должен быть», «не должна быть», «не должны быть», так как указанные слова не обладают конкретикой, и их применение в поданной Вами заявке может послужить основанием для ее отклонения.

Таким образом, участник закупки при подаче заявки должен указать конкретный показатель товара, предлагаемого к поставке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.10.2022 победителем электронного аукциона признан Марийский Филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр», предложивший к поставке характеристики и объем поставляемых ГСМ:

 п

/ п

Наименование товара

Требования к качеству, техническим характеристикам товара

1

Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5

(розничная поставка)

КТРУ: 19.20.21.325-00002 Топливо дизельное зимнее экологического класса К5 (розничная поставка) Тип топлива дизельного Зимнее 

Экологический класс К5 

Сорт/класс топлива: 2 

2

Бензин автомобильный (розничная реализация)

КТРУ: 19.20.21.100-00006          Бензин автомобильный (розничная реализация)

Октановое число бензина автомобильного

92,1 по исследовательскому методу:

Экологический класс:                                                                     К5

3

Бензин автомобильный (розничная реализация)

КТРУ: 19.20.21.100-00005          Бензин автомобильн реализация)

ый (розничная

 

 

Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу:

95,1

 

 

Экологический класс:                                                                      К5

Таким образом, Марийский Филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» указал конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.

20.10.2022 между ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» и Марийским Филиалом ООО «Татнефть-АЗС Центр» заключен контракт № 28-44/2022 на поставку автомобильного топлива для ФГБОУ ВО «ПГТУ» (реестровый номер контракта 1121502128122000049) (далее - Контракт).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.

Таким образом, предложение участника аукциона, содержащее характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, в обязательном порядке включается в контракт.

Однако Комиссией Марийского УФАС России установлено, что предоставленная участником информация о конкретных показателях товаров, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, не включена заказчиком, ответственным лицом заказчика в вышеуказанный контракт.

Приложение № 1 к Контракту — спецификация на поставку автомобильного топлива для ФГБОУ ВО «ПГТУ» содержит следующее:

 

п

/

п

Наименование товара

Требования к качеству, техническим характеристикам товара

Страна происхождения товара

Цена за единицу товара, руб.

1

2

3

4

5

1

Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5

(розничная поставка)

Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже

К5 (розничная поставка)

Тип топлива дизельного Зимнее 

Экологический класс Не ниже К5 

Сорт/класс топлива: Не ниже 2 

Россия

51,54

2

Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)

Бензин автомобильный (розничная реализация)

Октановое число бензина

≥ 92  и  < автомобильного по исследовательскому

95  методу:

Экологический класс:                                          Не ниже К5

Россия

40,91

3

Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)

Бензин автомобильный (розничная реализация) Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому ≥ 95  и  < 98 методу:

Экологический класс:                                          Не ниже К5

Россия

43,60

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» представлены письменные пояснения, согласно которым описание объекта закупки с использованием КТРУ при внесении сведений в реестр контрактов формировалось автоматически из извещения. Удалить автоматические добавленные позиции таблицы из извещения (приглашения) на вкладке «Объект закупки» невозможно.

Комиссия Марийского УФАС России изучила информацию по аналогичным закупкам.

Так, Управление муниципального заказа Администрация г. Владимира осуществляло закупку на поставку «топливо дизельное межсезонное экологического класса не ниже К5 (розничная поставка), топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)» (извещение в ЕИС № 0328300032823000098 от 16.02.2023).

Приложение № 1 к извещению «Описание объекта закупки» содержит показатели «экологический класс не ниже К5», «сорт/класс топлива не ниже Е» и тд.

Однако в заключенном контракте спецификация к контракту (приложение № 1) содержит конкретные показатели поставляемого товара, а не спецификацию из извещения (реестровый номер контракта 3332847713523000037).

Комиссия Марийского УФАС России считает, вышеуказанный довод несостоятельным, так как заказчик имеет возможность изменить сам контракт, который размещается в ЕИС и подписывается сторонами.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о нарушении ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» подпункта части 1 статьи 34, «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В действиях должностного лица ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия,

решила:

  1. Признать в действиях ФГБОУ ВО «Поволжский государственный

технологический университет» нарушение части 1 статьи 34, подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе при проведении закупки на поставку автомобильного топлива для ФГБОУ ВО «ПГТУ» (реестровый номер контракта 1121502128122000049).

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1 статьи 7.32 КоАП РФ.

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может

быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны