Решение б/н жалоба ООО «УралСтройПроект» на положения документации элект... от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-333/2021

12 апреля 2021 года                                                                                               г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>;

членов Комиссии:

<…> – специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – <…> (на основании доверенности №5 от 26.02.2021);

заявителя – генерального директора «УралСтройПроект» <…>;

рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО «УралСтройПроект» на положения документации электронного конкурса на право заключения государственного контакта на проведение проектно-изыскательских работ по объекту: «Водоснабжение земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей д. Загуры» (извещение № 0808500000221000009 от 05.03.2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводится открытый конкурс в электронной форме на право заключения контракта на проведение проектно-изыскательских работ по объекту: «Водоснабжение земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей д. Ореховка (два участка)».

Извещение № 0808500000221000009 о проведении данного электронного конкурса, конкурсная документация размещены заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 05.03.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта 5 181 840,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Так, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «УралСтройПроект» на положения документации проводимого заказчиком электронного конкурса.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что конкурсная документация, размещенная в единой информационной системе, составлена с нарушением действующего законодательства о контрактной системе, а также ограничивает количество участников закупки путем невыполнения требований принципов открытости и прозрачности, не предоставления полных сведений о выполняемых работах и не позволяющим участникам закупки достоверно оценить весь объем, требуемых к выполнению работ.

Заказчик с доводами не согласился, представил письменные и устные посняения в рамках рассмотерния жалобы.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

В рамках рассмотрения жалобы Заявителем уточнены доводы, изложенные в жалобе, которые сводились к следующим доводам.

 

1. В соответствии с первым доводом жалобы ООО «УралСтройПроект», Заказчик не дал полных разъяснений конкурсной документации по вопросу о том, на кого возлагается обязанность составления проекта зоны санитарной охраны (далее – проект ЗСО), получения экспертного заключения по вышеуказанному проекту ЗСО и санэпидзаключения. В связи с тем, что вышеуказанные сведения отсутствуют в конкурсной документации, а также в расчете начальной (максимальной) цены контракта, по мнению заявителя Заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуется на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. 

В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих её поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Согласно Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект ЗСО скважины водозабора должен получить экспертное заключение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл».

На основании экспертного заключения, выданного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл), выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проект ЗСО в составе проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий передается в государственную экспертизу, согласно Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Данная позиция подтверждается письмом Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 12.04.2021 (исх. №1342).

Согласно пояснениям Заказчика, вышеуказанные действия по получению проекта ЗСО возлагаются на подрядчика и включены в общую стоимость выполнения работ, однако исходные данные, для его составления, будут получены Заказчиком и переданы подрядчику.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы по указанному доводу.

 

2. В соответствии со вторым доводом жалобы ООО «УралСтройПроект» в конкурсной документации, а также в Приложении №1 «Обоснование НМЦК» отсутствуют сведения по выполнению гидрогеологических исследований, выполнение которых предусмотрено пунктом 5.1 СП 446.1325800.2019.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 

В соответствии с СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства» пунктом 4.4 предусмотрено, что инженерные изыскания включают основные и специальные виды изысканий [5]:

К основным видам инженерных изысканий относятся:

- инженерно-геодезические;

- инженерно-геологические;

- инженерно-гидрометеорологические;

- инженерно-экологические;

- инженерно-геотехнические.

К специальным видам инженерных изысканий относятся:

- геотехнические исследования;

- обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений;

- локальный мониторинг компонентов окружающей среды;

- поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;

- разведка грунтовых строительных материалов;

- локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

 

В настоящем своде правил инженерно-геотехнические изыскания рассматриваются в составе инженерно-геологических изысканий.

Согласно пункту 4.5 При инженерных изысканиях могут выполняться дополнительные и специальные работы (услуги), не входящие в состав основных видов работ (приложение А). Данные работы (услуги) выполняются как по отдельному договору (контракту), так и в составе работ по договору на выполнение основных видов инженерных изысканий.

Согласно СП 446.1325800.2019 «Инженерно-геологические изыскания для строительства» инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий территории (района, площадки, участка, трассы) проектируемого строительства и составление прогноза возможных их изменений в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой для получения необходимых и достаточных материалов при обосновании планирования градостроительной деятельности и разработке проектных решений.

Согласно пункту 5.1 СП 446.1325800.2019 «Состав инженерно-геологических изысканий» Инженерно-геологические изыскания для строительства устанавливают общие требования к выполнению следующих основных видов работ и комплексных исследований, входящих в состав инженерно-геологических изысканий:

- сбор, изучение и систематизация материалов изысканий и исследований прошлых лет, оценка возможности их использования при выполнении полевых и камеральных работ;

- дешифрирование аэро- и космических материалов;

- рекогносцировочное обследование;

- проходка и опробование инженерно-геологических выработок;

- инженерно-геофизические исследования;

- полевые исследования грунтов;

- гидрогеологические исследования;

- лабораторные исследования свойств грунтов, определение физических свойств и химического состава подземных и поверхностных вод и (или) водных вытяжек из грунтов;

- инженерно-геокриологические исследования;

- изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций для принятия проектных решений по инженерной защите территории;

- сейсмологические и сейсмотектонические исследования, сейсмическое микрорайонирование (СМР);

- инженерно-геологическая (инженерно-геокриологическая) съемка;

- разработка прогноза изменений инженерно-геологических условий;

- камеральная обработка материалов и составление технического отчета.

 

Согласно пункту 5.9 СП 446.1325800.2019 гидрогеологические исследования в составе инженерно-геологических изысканий выполняют для обоснования проектных решений, требующих учета влияния подземных вод.

В задачи гидрогеологических исследований входят:

- определение условий залегания, питания и разгрузки подземных вод, взаимосвязи поверхностных и подземных вод;

- определение гидрогеологических параметров и характеристик;

- определение физических свойств, химического состава и агрессивности подземных вод;

- оценка изменения гидрогеологических условий в период строительства и эксплуатации сооружений.

В соответствии с пунктом 5.9.1 СП 446.1325800.2019 в составе гидрогеологических исследований в зависимости от решаемых задач могут выполняться следующие виды работ:

- сбор, анализ и обобщение фондовых материалов, в том числе данных режимных наблюдений за подземными водами;

- рекогносцировочное обследование;

- бурение гидрогеологических скважин;

- наблюдения за режимом подземных вод;

- опытно-фильтрационные работы (при выполнении изысканий, включающих гидрогеологические расчеты в соответствии с 5.9.10);

- построение карт гидроизогипс (гидроизопьез) и глубин залегания грунтовых вод;

- специальные гидрогеологические исследования (при необходимости);

- гидрогеологические расчеты (при необходимости);

- прогноз изменения гидрогеологических условий и разработка рекомендаций по учету подземных вод для принятия конструктивных решений и разработки защитных мероприятий (дренажа, экранов, завес и т.д.).

Таким образом, бурение гидрогеологических скважин является обязательным только в случае не исследованности проектируемой местности.

Более того, Марийским УФАС России направлялся запрос (исх. №02-06/182 от 09.04.2021) в АО РМЭ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» по вопросу необходимости предоставления следующих документов для получения положительного заключения при прохождении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в отношении проектируемого водозабора:

1) Проект бурения скважины;

2) Паспорт разведочно-эксплуатационной скважины;

3) Проект ЗСО;

4) Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о соответствии проектов зон санитарной охраны водозаборов;

5) Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о соответствии водного объекта санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

6) Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и установлении границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

7) Лицензия на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, в соответствии с п. 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87; ФЗ от 21.02.1992 №2395-1.

Согласно ответу АО РМЭ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (исх. № 126 от 12.04.2021) исчерпывающий перечень документов необходимых для проведения государственной экспертизы определен разделом II положения об организации и проведении государственной экспертизы определен разделом II Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145.

Из указанного перечня, необходимо предоставление проекта ЗСО, СЭЗ Управления Роспотребнадзора о соответствии проекта СЗО водозабора.

Непредставление остальных перечисленных документов не является причиной отказа принятия документации на государственную экспертизу и выдачи отрицательного заключения по проектной документации.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения жалобы Заказчиком было указано на отсутствие необходимости проведения гидрологических работ в том объеме на который ссылается Заявитель. Согласно пояснениям представителя Заказчика, информация будет предоставлена непосредственно Заказчиком, после заключения соответствующего договора с ООО «Аквамар» на проведение работ по составлению гидрогеологических заключений (характеристик участков недр) на проектирование водозаборов по площадкам. В подтверждение указанному Заказчиком было представлено письмо ООО «Аквамар» о согласии выполнить указанные работы (исх. №018 от 07.04.2021).

Однако указанная информация не отражена в документации, что вводит потенциальных участников в заблуждение относительно необходимого объема выполнения работ по контракту. В частности, согласно пояснениям Заявителя, в случае проведения гидрологических работ в полном объеме и собственными силами, стоимость указанных работ составила бы 10% от начальной максимальной цены контракта.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в указанной части, а также о наличии в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с третьим доводом жалобы ООО «УралСтройПроект» из документации невозможно установить получена ли лицензия для осуществления геологического изучения в целях поисков и оценке подземных вод и их добычи.

В соответствии с законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) пользование участками недр, в том числе для осуществления геологического изучения в целях поисков и оценке подземных вод и их добычи, осуществляется при наличии специального государственного разрешения в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами.

Данная позиция подтверждается письмом Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) от 12.04.2021 (исх. № МЭ-ПФО-03-00-06/194).

В рамках рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что в случае необходимости, все документы (в т.ч. лицензия) будут предоставлены исполнителю. Однако, указанная информация не отражена в документации и проекте контракта, что вводит потенциальных участников в заблуждение и может привести к нарушению сроков исполнения контракта. В действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 названного Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи в адрес заказчика обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УралСтройПроект» частично обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Управление капитального строительства» нарушение требований части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны