Решение №АБ/5182/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-883/2023

 

03 октября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика – МБОУ «Марьинская средняя  общеобразовательная школа» – <…> (доверенность № 3 от 28.09.2023); в отсутствие <…>, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени заседания; рассмотрев жалобу <…> от 27.09.2023 на положения извещения о проведении закупки на ремонт асфальтового покрытия территории МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа» (номер извещения в ЕИС № 0308300046623000002 от 20.09.2023),

УСТАНОВИЛА: 

Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт асфальтового покрытия территории МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа».

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

27.09.2023 в Марийское УФАС России поступила жалоба <…> на положения извещения о проведении указанного аукциона.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», тогда как указанные дополнительные требования не распространяются на данную закупку, также заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заказчик считает жалобу обоснованной частично.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Заказчиком 20.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru, размещено извещение № 0308300046623000002 о проведении закупки на ремонт асфальтового покрытия территории МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа».

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 556 876,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок: 20.09.2023 10:39 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.09.2023 08:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 28.09.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 29.09.2023.

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет»: АО «Сбербанк-АСТ».

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2019 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее Постановление № 2571).

Комиссией установлено, что в извещении о проведении настоящего аукциона установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 9 приложения к Постановлению № 2571.

Согласно позиции 9 приложения к Постановлению № 2571 к участникам закупки предъявляются дополнительные требования на право выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

  1. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
  2. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
  3. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

  1. исполненный договор;
  2. акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:
  1. исполненный договор;
  2. акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
  3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:
  1. раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;
  2. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Позиция 9 приложения к Постановлению № 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей (пункт 3 Постановления № 2571).

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является ремонт асфальтового покрытия территории МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа», с начальной (максимальной) ценой контракта 1 556 876,00 рублей.

Из изложенного следует, что заказчик неправомерно установил дополнительные требования в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению № 2571, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 5 миллионов рублей.

Своими действиями заказчик допустил нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Как указывалось ранее, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571 установлено: в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Минфина России от 27.06.2022 № 24-01-09/61077, требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571, устанавливается, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571, заказчиком не устанавливается.

Комиссией установлено, что в сформированном в Единой информационной системе извещении о проведении электронного аукциона в разделе «Требования к участникам» указано:

  1. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера;
  2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Сформированное таким образом требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не соответствует положениям Закона о контрактной системе, подпункту «б» пункта 1 Постановления № 2571.

Таким образом, устанавливая в извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводам об обоснованности жалобы, однако у Комиссии отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи со следующим.

На участие в закупке подана одна заявка — АО «Марий Эл Дорстрой», заявка участника признана соответствующей извещению о проведении закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <…> обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика -     МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа» нарушение части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны