Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-305/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, ... от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/15-305/2022 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«22» апреля 2022 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

В Марийское УФАС России поступили обращения от 28.01.2022 вх.№762, от 03.03.2021 вх.№211-ФАС (в порядке переадресации из ФАС России) на действия ООО «Жилкомсервис», администрации МО «Моркинский муниципальный район» по неправомерной передаче и использованию объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности.

Также в Марийское УФАС России поступило обращение ПАО «Россети и Приволжье» от 20.04.2022 вх.№3433 о незаконной передаче ООО «Жилкомсервис» объектов водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Одним из вопросов местного значения, соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении полномочиями в сфере водоснабжения.

В соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 3 Устава муниципального образования «Моркинский муниципальный район Республики Марий Эл», утверждённого собранием депутатов муниципального образования «Моркинский муниципальный район» от 14.08.2019  № 414, (далее – Устав), к вопросам местного значения района относится организация в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального района, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Администрация Моркинского муниципального района является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области установления порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены главой 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Главой  7.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В части 2 статьи 41.1 Закона  о водоснабжении и водоотведении указано, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении)

Передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении не допускается.

В соответствии с частью 3  статьи 41.1 Закона о водоснабжении если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Закона от 21.07.2005 №115-ФЗ  «О концессионных соглашениях»  (далее – Закон о концессионных соглашениях)).

Объектами концессионых соглашений являются в  том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 часть 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В соответствии со статьей 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

При этом, согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 названной статьи, является ничтожным.

Между МУП «Моркинская МТС» и ООО «Жилкомсервис» заключен агентский договор от 01.01.2015, в соответствии с которым агент (ООО «Жилкомсервис») по поручению принципала (МУП «Моркинская машинно-технологическая станция») обязался за вознаграждение от своего имени и за счет принципала совершать юридические и иные действия по водоснабжению и водоотведению, заключив соответствующие договора с третьими лицами (физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями). В соответствии с пунктами 2.2.3 – 2.2.6 агентского договора агент обязан выставлять счета на оплату услуг, осуществлять сбор платежей с юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, а также осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества принципала, предоставленного в пользование агенту, заключить с поставщиком электроснабжения договор на оказание услуг и нести расходы по их оплате. Перечень муниципального имущества, предоставленного в пользование ООО «Жилкомсервис», определен в соответствии с приложением №1 к агентскому договору. Так, в соответствии с приложением, к обслуживающим объектам водоснабжения и водоотведения относятся: машины и оборудование (насосы, дизельная электростанция), сооружения (водонапорные башни, водозабор, водопроводные сети, канализационные сети, очистные сооружения).

При этом в соответствии с дополнительным соглашением к агентскому договору от 08.10.2018 сторона договора «принципал» изменена на МУ «Администрация муниципального образования Моркинский муниципальный район». Также ранее в соответствии с постановлением Администрации Моркинского муниципального района от 14.01.2015 №8 прекращено право хозяйственного ведения МУП «Моркинская МТС» на имущество муниципальной собственности. Кроме того, постановлением администрации Моркинского муниципального района от 15.01.2018 №5 имущество принято в собственность муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения) фактически передано администрацией МО «Моркинский муниципальный район» в лице МУ «Администрация муниципального образования Моркинский муниципальный район» в адрес ООО «Жилкомсервис».

При этом согласно пояснениям администрации МО «Моркинский муниципальный район» от 14.03.2022 №6/980, вознаграждение агента в период 2018-2022гг. не осуществлялось, отчеты агента не составлялись, поступление денежных средств за услуги водоснабжени, теплоснабжения, водоотведения в адрес администрации не осуществлялось.

ООО «Жилкомсервис» самостоятельно и от своего имени заключает договоры с гражданами, юридическими лицами и получает оплату за услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.

Из перечня муниципального имущества переданного в пользование  ООО «Жилкомсервис» следует, что срок ввода в эксплуатацию всех объектов   водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет.

Следовательно, при заключении договора (дополнительного соглашения) с ООО «Жилкомсервис»  администрация в лице МУ «Администрация муниципального образования Моркинский муниципальный район» должна  была строго руководствоваться требованиями Закона о концессионных соглашениях и Закона о водоснабжении и водоотведения. Объекты водоснабжения, являющиеся предметом заключенного договора, могли быть переданы только на основании концессионного соглашения, заключенного по итогам проведения торгов.

Договор, действующий в настоящее время между ООО «Жилкомсервис»  и МУ «Администрация муниципального образования Моркинский муниципальный район», не предполагает выплату денежных средства за пользование объектами муниципальной собственности ООО «Жилкомсервис». Фактически указанный договор определил безвозмездную передачу в пользование ООО «Жилкомсервис» муниципального имущества.

ООО «Жилкомсервис» по результатам оказания услуг водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения получает прибыль от осуществляемой деятельности. Однако указанные средства в бюджет муниципального образования не направляются. Также условия заключенного договора не содержат обязанности ООО «Жилкомсервис» по капитальному ремонту, реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона), и без соблюдения установленной формы договора в виде концессионного соглашения создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование ООО «Жилкомсервис» и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, Марийским УФАС России в действиях Администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в совершении неправомерных действий по передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), в безвозмездное пользование ООО «Жилкомсервис» без проведения торгов, без заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 15, статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости в срок до 30 мая 2022 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий по обеспечению использования муниципального  имущества – объектов водоснабжения и водоотведения на законных основаниях в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закона от 21.07.2005 №115-ФЗ  «О концессионных соглашениях».

О выполнении предупреждения сообщить в Марийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны