Решение №АБ/3954/23 решение по жалобе ООО "Гараж" от 25 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-671/2023
24 июля 2023 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии <...> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- от заказчика — ГУ МЧС России по Республике Марий Эл <...> (по доверенности);
- от заявителя — ООО «Гараж» <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Гараж» на действия аукционной комиссии заказчика при проведении закупки № 0308100006623000037 от 26.06.2023 на поставку запасных частей для текущего ремонта автомобильной техники,
установила:
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку запасных частей для текущего ремонта автомобильной техники.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке
Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Так, 18.07.2023 в Марийское УФАС России поступила жалоба участника закупки ООО «Гараж» на действия аукционной комиссии заказчика.
В жалобе указывается, что аукционной комиссией заказчика неправомерно принято решение о признании заявки ООО «Гараж» несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки, участником закупки указаны все необходимые сведения относительно предложенного к поставке товара.
Заказчик с доводами жалобы не согласился представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение № 0308100006623000037 о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в ЕИС 26.06.2023.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.07.2023 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 14.07.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 884 465,03 рублей.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Так, из протокола подведения итогов закупки от 14.07.2023 следует, что на участие в закупке подана единственная заявка ООО «Гараж», которая признана аукционной комиссией заказчика несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона в электронной форме на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В обосновании отклонения указано, что в составе заявки участника закупки в таблице предложения участника закупки во второй колонке таблицы над артикулами товаров указано: Артикул (или эквивалент). Выписка из требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ) " (Приложение №4 к извещению о проведении электронного аукциона): «Предложение участника закупки в отношении товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не должны сопровождаться словами: «как правило», «например», «аналог» «или эквивалент» и т.д.».).
Вместе с тем, данное решение аукционной комиссии заказчика является неправомерным и нарушающим требования пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Извещение о проведении закупки должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки № 0308100006623000037 содержит файл с названием «Описание объекта закупки», однако каких-либо функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки файл не содержит.
Вместе с тем, характеристики и наименования закупаемых товаров установлены заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта в табличной форме Exel, указаны в столбцах артикулы товара (допускается поставка эквивалента), наименование товара, единицы измерения, количество.
На заседании Комиссии представители спорящих сторон пояснили, что артикул является своего рода универсальным кодом идентификации и учета товаров, каждый артикул относится к какому-то конкретному изделию, с конкретными техническими характеристиками.
Также извещение о проведении закупки в силу положений пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Приложением № 4 к извещению о проведении закупки является требование заказчика к составу заявки на участие в закупке и инструкция по заполнению, в котором указано, что предложение участника закупки в отношении товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не должны сопровождаться словами: «как правило», «например», «аналог» «или эквивалент», «должен (-на, -но, -ны) быть», «не должен (-на, -но, -ны) быть», «должен (-на, -но, -ны)», «не должен (-на, -но, -ны)», «может», «не может», «может быть», «не может быть», «требуется(-ются)», «не требуется (-ются) (с учетом всех возможных их родов и чисел)».
Изучив заявку ООО «Гараж» Комиссия Марийского УФАС России установила, что участник закупки предлагает к поставке товар с аналогичными артикулами, которые указаны заказчиком в файле «обоснование начальной (максимальной) цены контракта, при этом артикулы указаны в табличной форме в столбце «Артикул или эквивалент».
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указание артикулов в столбце «Артикул или эквивалент» является указанием не конкретных показателей товара.
Представитель заявителя напротив указал, что к поставке предложены товары с такими же артикулами, как и у заказчика, поставка товара с артикулами эквивалентными артикулам, указанным заказчиком не предполагается. Также представитель заявителя пояснил, что название столбцов оставил в заявке в неизменном виде, поскольку так было указано в инструкции по заполнению заявки.
Комиссия Марийского УФАС России установила, что инструкция по заполнению заявки содержит положение, согласно которому участник закупки указывает наименование показателей характеристик товара и единицы измерения показателей характеристик товара, в подаваемом предложении в отношении товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в полном соответствии с установленными в Приложении 3 к Извещению об осуществлении закупки, без изменений.
С учетом изложенного, участник закупки оставил название столбцов в заявке в неизменном виде, при этом указав конкретные артикулы товаров соответствующие требованиям и потребностям заказчика.
Следовательно, у аукционной комиссии заказчика не имелось оснований, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Нарушение допущенное заказчиком содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу ООО «Гараж» обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение требований пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|