Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федеральн... от 26 марта 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-264/2021

об административном правонарушении

 

«26» марта 2021 года                                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО МКК «Срочноденьги» (<…>) по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении ООО МКК «Срочноденьги» на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: ул. Петрова, д. 27Б  рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27Б.

Время совершения административного правонарушения: 26.10.2020 - дата проведения мониторинга.

Марийским УФАС России установлен факт распространения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: Ленинский проспект, ул. Петрова, д. 27Б наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:

Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Законом о рекламе полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из анализа текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования выступают услуги по предоставлению займа, оказываемые ООО МКК «Срочноденьги».

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 года исх. № АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Рассматриваемая информация не обращена к конкретному потребителю, не адресована каким-либо определенным лицам, следовательно, является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.

Таким образом, информация содержит следующие признаки рекламы: информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (предоставление займа), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (заеме)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламной информации указано, что займ новым клиентам предоставляется под ноль процентов, однако иные существенные условия предоставления займа, а именно: сумма, сроки, порядок предоставления и иное не указаны, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.

Согласно сведениям, указанным в рекламной информации, услуги по предоставлению займа осуществляет ООО МКК «Срочноденьги» (<…>).  

В ответ на запрос Марийского УФАС России от 01.12.2020 № 03-13/421 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что к существенным условиям договора относятся условия о сумме, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользованием кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы. Подробные сведения о существенных условиях получения займа содержатся в Уставе, Базовом стандарте, Общих условиях договора потребительского займа и Правилах предоставления займов.

В соответствии с указанными документам по порядку выдачи займов ООО МКК «Срочноденьги», а также документами, представленными на сайте общества в сети «Интернет»: https://srochnodengi.ru/docs/ размер суммы займа состваляет от 2000 руб.  до 100000 руб., а по займам на платежную карту «Срочнокарта» сумма займа от 2000 руб. до 30000 руб. Компания не ограничена в своем праве предоставить займ и на большую сумму в пределах, установленных действующим законодательством. На сумму займа начисляются проценты (процентная ставка устанавливается в договоре займа). Займы выдаются на срок от 1 до 180 календарных дней по выбору клиента. Процентная ставка по займу составляет 328,500% - 365,000% – для займов, выдаваемых наличными денежными средствами в офисах финансового обслуживания в городах присутствия и на банковский счет Заемщика/личную именную банковскую карту по реквизитам, указанным Заемщиком и выдаваемых на платежную карту «Срочнокарта». Однако указанная информация отсутствовала в рассматриваемой рекламе.

В ответ на определение о возбуждении дела № 012/05/28-1050/2020 от 30.12.2020 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что факт нарушения законодательства о рекламе не признает в связи с тем, что общество не является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы.

Общество сообщило, что в настоящий момент в г. Йошкар-Оле расположено несколько офисов ООО МКК «Срочноденьги», находящихся по следующим адресам: бульвар Чавайна д. 16, ул. Первомайская д. 115, ул. Красноармейская д. 43, пгт. Медведево ул. Юбилейная, д.  10/1.

Общество также указало, что шрифт, в котором исполнена строчка «займы под 0%» в рассматриваемой рекламе обществом нигде не использовался, не соответствует формату ранее используемых и актуальных вариантов исполнения, что подтверждается примерами размещения на представленных фотографиях офисов ООО МКК «Срочноденьги» в г. Йошкар-Ола и ранее направленным ответом на запрос с представленным, актуальным и утвержденным вариантом исполнения рекламы.

При признании лица в качестве рекламодателя Марийское УФАС России исходило прежде всего из того, что ООО МКК «Срочноденьги» осуществляет деятельность, указанную в рекламе, в том числе оказывает услуги по предоставлению займов.

Информация об осуществлении данной деятельности ООО МКК «Срочноденьги» по адресу, указанному в листовке, имеется в открытых источниках в сети «Интернет» на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g.

В рекламе также имеются средства индивидуализации юридического лица – наименование организации ООО МКК «Срочноденьги», адрес расположения одного из филиалов общества в г. Йошкар-Оле (Бульвар Чавайна д. 16), контактный номер телефона организации, который также указан на сайте общества (https://srochnodengi.ru), используется изображение рисунка девочки, идентичное изображению, используемому на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g, а также на утвержденном варианте исполнения рекламы, представленным ООО МКК «Срочноденьги» в Марийское УФАС России.

Учитывая изложенное, Марийское УФАС России обоснованно пришло к выводу, что рассмотренная рекламная информация фактически изготавливалась и распространялась от имени и в интересах общества, в целях привлечения потенциальных клиентов к пользованию услугами ООО МКК «Срочноденьги».

В то же время ООО МКК «Срочноденьги» документов и материалов об изготовлении, размещении, распространении рассматриваемой рекламы в интересах общества иными лицами не представило и Марийским УФАС России не установлено.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения, предусмотренные частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о существенных условиях предоставления займа.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

Так как реклама размещена в целях привлечения внимания к услугам, оказываемым ООО МКК «Срочноденьги», следовательно, данное общество является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ООО МКК «Срочноденьги» при размещении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.

В силу части 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отстуствии законного представителя ООО МКК «Срочноденьги», надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола (уведомление о составлении протокла от 01.03.2021 № 03-07/148 получено ООО МКК «Срочноденьги» 04.03.2021)

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «08» апреля 2021 года в 11 час. 00 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

 

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

                                                                                                     ________________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

<…>

 

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2021 г.                                                                    _______________________

                                                                                                                         (подпись)

 

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

__________________________________________________________________________________

(ФИО лица, получившего протокол)

 

«              »_____________2021 г.                                                                  _______________________

                                                                                                                                       (подпись)

 

Также сообщаем, что возможность участия в рассмотрении дела будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/5344831669.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в составлении протокола посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны