Решение №ОЕ/4504/23 решение по делу № 012/05/5-461/2023 от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/5-461/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«25» августа 2023 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «25» августа 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «25» августа 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и

контроля хозяйствующих субъектов <...>,

рассмотрев дело № 012/05/5-461/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2, ул. Сверлова, д. 32, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а», в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,


 

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.

Анникова, д.9б следующего содержания:

 

 

Также по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2 установлен факт размещения рекламы «Tasty Town Вейп/кальяна» следующего, содержания:

.

Кроме того, установлен факт размещения рекламы табака по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, д. 32 следующего содержания:

 

Более того, установлен факт размещения рекламы по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а», следующего содержания:

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч. возбуждено дело № 012/05/5-461/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Также в Марийское УФАС России поступили заявления <...> (вх. № 4356-ЭП/23 от 16.06.2023), <...> (вх. № 4378-ЭП/23) о факту размещения аналогичной рекламы табака по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, д. 32.

Указанные материалы приобщены к материалам дела определением об отложении рассмотрения дела от 29.06.2023, <...> и <...> привлечены к участию в деле в качестве заявителей.

ИП Ч. при рассмотрении дела не присутствовал, письменных пояснений в ходе рассмотрения дела не направил. Комиссия рассматривает дело на основании имеющихся материалов дела.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых в торговых объектах Tasty Town: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, pod-системы, жидкости, HQD, Brusko, Darkside, кальяны.

Размещенная текстовая информации: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, pod-системы, жидкости, HQD, Brusko, Darkside, кальяны привлекает интерес потребителей к деятельности торговых точек по продаже кальянов, электронных устройств, pod-систем, жидкостей для вейпа, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Таким образом, рассматриваемая информация, размещаемая по адресам: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д. 9 б, ул. Яна Крастыня, д. 2, ул. Свердлова, д. 32, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а», является рекламой вейпов, кальянов, жидкостей, электронных сигарет, pod- систем, электронных устройств, магазинов и торговых объектов Tasty Town, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама, распространенная по адресам: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д. 9 б, ул. Яна Крастыня, д. 2, ул. Свердлова, д. 32, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а», нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку является рекламой вейпов, кальянов, электронных сигарет, испарителей, и других курительных принадлежностей.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

По установленным адресам, в которых размещалась реклама, деятельность осуществляет ИП Ч., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела доказательства прекращения распространения рекламы не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу по адресам: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д. 9 б следующего содержания:


 


 


 


 


 


 


 


 


 

по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2 следующего содержания:

 

по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, д. 32, следующего содержания:

,

по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Терешкова, д. 21 «а» следующего содержания:

 

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ИП Ч. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

 

 

Члены комисии

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны