Решение №АБ/3906/23 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-648/2023 от 21 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-648/2023

«18» июля 2023 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

<…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - <…> (на основании доверенности от 11.01.2023), при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «СК ЛОТ» - <…> (на основании доверенности от 13.06.2023), рассмотрев заявление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 11.07.2023 о включении ООО «СК ЛОТ» (ИНН 5259151101, КПП 525901001) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от исполнения контракта № 33а/2022 от 01.12.2022 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д.77 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0808300000222000033 от 09.11.2022),

УСТАНОВИЛ:

11.07.2023 администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон о контрактной системе) подано в Марийское УФАС России заявление о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО «СК ЛОТ» с связи  односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов и причин расторжения контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в течение пяти рабочих дней с даты поступления таких документов и информации. 

Комиссия Марийского УФАС России в результате осуществления проверки оснований для включения ООО «СК ЛОТ» в реестр недобросовестных поставщиков, оценки представленных доказательств и объяснений сторон установила следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Дружбы, д.77 № 0808300000222000033 размещено Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru 09.11.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта - 4 324 500,00 руб.

Электронная площадка для проведения аукциона – http://www.rts-tender.ru.

Дата и время начала срока подачи заявок — 09.11.2022 17:20 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок – 17.11.2022 12:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — 18.11.2022.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 победителем был признан ООО «СК ЛОТ», 01.12.2022 был заключен контракт № 33а/2022 выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д.77.

Соглашением №1 о передаче прав и обязанностей по муниципальному контракту № 33а/2022 от 01.12.2022 г. Благоустройство дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 77 от 01.02.2023 права и обязанности «Заказчика», предусмотренные муниципальным контрактом № 33а/2022 от 01.12.2022 г. Благоустройство дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 77 переданы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии с пунктом 1.1. контракта Подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с условиями настоящего Контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д.77 (далее – Работы), в соответствии с требованиями проектно-сметной документации «Благоустройство дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 77» (прикреплено отдельным файлом) и техническим заданием «Благоустройство сквера перед Дворцом культуры Российской Армии», а Заказчик – принять и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Согласно пункту 3.1 контракта срок выполнения работ определены сторонами следующим образом:

Начало работ – 30 марта 2023 года включительно.

Окончание работ – 31 июля 2023 года включительно.

Срок начала и окончания Работ по Контракту является окончательным и не подлежит изменению.

В соответствии с пунктом 2.1. контракта цена контракта на выполнение работ определена по результатам проведённого аукциона в электронной форме и составляет 4 302

877 (Четыре миллиона триста две тысячи восемьсот семьдесят семь) рублей 50 копеек, в том числе НДС 20 % - 717 146 (Семьсот семнадцать тысяч сто сорок шесть) рублей 25 копеек.

Пунктом 2.5. контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % - 1 290 863 (один миллион двести девяносто тысяч восемьсот шестьдесят три) рубля 25 копеек цены, указанной в п. 2.1. Контракта.

Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 02552/1669 от 29.06.2023 следует, что в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту) между Заказчиком и Подрядчиком согласован график выполнения работ по объекту (дорожная карта).

Согласно графика выполнения работ по объекту по состоянию на 29.06.2023 должны быть выполнены следующие работы:

  • демонтажные работы с 30.03.2023 по 31.05.2023 - работы не выполнены;
  • покрытие дорожек и тротуаров с 01.06.2023 по 27.06.2023 - работы не выполнены; должны приступить к выполнению следующих работ:
  • малые архитектурные формы с 27.06.2023 по 31.07.2023 - к работам не приступили;
  • наружное электроосвещение с 27.06.2023 по 31.07.2023 - к работам не приступили;
  • озеленение с 27.06.2023 по 31.07.2023 - к работам не приступили.

В соответствии с актом специального осмотра территории объекта благоустройства в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» от 24.06.2023 комиссия подтвердила факт о ненадлежащем ходе работ на объекте.

Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия от 09.06.2023 №03928/1500 с требованием устранить недостатки выполненных работ по контракту с приложением фотоматериалов и отчета организации, осуществляющей строительный контроль на объекте. Ответа на претензию в адрес заказчика не поступало, требования об устранении нарушений не выполнены.

Согласно отчета №027-2 от 23.06.2023 ООО «Авангард» установлено, что строительные работы не ведутся Подрядчиком с 08.06.2023 - изменений (увеличения) объемов работ нет.

На рассмотрении обращения представитель заказчика пояснил, что срок выполнения работ – до 31.07.2023. Заказчик в соответствии с условиями контракта перечислил на расчетный счет Подрядчика аванс в размере 30 % от цены контракта, что составляет 1 290 863,25 рублей.

Дополнительно к материалам дела заказчиком приложен акт 02-23 комиссионной приемки выполненных работ от 07.07.2023, в соответствии с которым объем выполненных работ в стоимостном выражении составляет – 5, 294789% от общей стоимости Контракта.

Согласно письменным пояснениям ООО «СК ЛОТ», Общество приступило к исполнению контракта, частично выполнил предусмотренные контрактом работы. Однако, при исполнении контракта выявились недостатки проектно-сметной документации.

При выполнении работ по результату анализа сметной документации установлено, что сметная стоимость объекта занижена, в связи с чем в экспертную организацию АУ РМЭ УГЭПД была направлена жалоба от 05.05.2023 и письмо в адрес заказчика.

При рассмотрении дела, представитель ООО «СК ЛОТ» пояснил, что сметная стоимость асфальтобетонной смеси не соответствует рыночной стоимости, в связи с чем общество не имело возможность надлежаще в срок выполнить работы.

В материалы дела Обществом представлено письмо АУ РМЭ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», адресованное <…> № 116 от 06.06.2023. Из которого следует, что при применении понижающих коэффициентов, переводе в текущие цены привели к незначительному снижению сметной стоимости объектов, что частично компенсируется учтенным в смете резервом средств на непредвиденные расходы.

Дополнительно к материалам дела Обществом были приобщены письма, направленные в адрес администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» №29 от

30.03.2023, № 33 от 06.04.2023, № 40 от 20.04.2023, № 47 от 11.05.2023, № 51 от 17.05.2023, № 54 от 18.05.2023, № 55 от 24.05.2023, № 56 от 30.05.2023, в которых Общество уведомляет о план-графике планируемых работ по объекту, а также о рассмотрении вопроса об увеличении цены на асфальт, т.к. цена, указанная в проектах по объектам недостоверна. Кроме того, Общество просит рассмотреть вопрос об увеличении суммы аванса в связи с нестабильной ситуацией на рынке стройматериалов и сырья.

23.06.2023, в связи с отказом заказчика о разрешении вопроса по увеличению цены на асфальтобетонную смесь и увеличению суммы авансовых платежей по контрактам, в адрес заказчика было направлено уведомление о приостановке работ.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 10.1. Контракта Настоящий Контракт может быть расторгнут:

  • по соглашению Сторон;
  • в судебном порядке;
  • в связи с односторонним отказом Заказчика или Подрядчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

В соответствии с пунктом 10.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:

  • При существенном нарушении условий контракта Подрядчиком:
  • В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

29.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе 29.06.2023.

Таким образом, в соответствии с положениями части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта является 29.06.2023.

В силу требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Каких-либо действий, направленных на исполнение контракта в период 10 дневного срока ООО «СК ЛОТ» не совершалось.

Следовательно, решение заказчика от 29.06.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.07.2023 и контракт считается расторгнутым с 11.07.2023.

Оценив пояснения ООО «СК ЛОТ», Комиссия приходит к выводу о несостоятельности позиции Общества по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (часть 2 статьи 715 ГК РФ).

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (часть 3 статьи 715 ГК РФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.

Комиссия Марийского УФАС России признает несостоятельным довод подрядчика об отсутствии его вины в нарушении срока исполнения контракта по причине независящих от него обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств в связи с заниженной стоимостью асфальтобетонной смеси в сметной документации.

Как следует из общего правила, закрепленного в пункт 3 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника; отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров; отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Между тем, ООО «СК ЛОТ» не представлено каких-либо документальных доказательств, подтверждающих повышение стоимости асфальтобетонной смеси.

В качестве доказательства увеличения стоимости строительных материалов на рассмотрение обращения подрядчик представил сравнительную таблицу цен на строительные материалы, вместе с тем, документальных доказательств, свидетельствующих об изменения условий на рынке строительных материалов подрядчиком не рассмотрение обращения представлено не было.

Напротив, администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в материалы дела представлено экспертное заключение №070-22/МГЭ-242Д/10 от 24.10.2022 проверки сметной стоимости по объекту заключенного контракта, согласно которому сметная стоимость составила 4324,50 тыс. рублей, что соответствует начальной (максимальной) цене закупки, заявку на участие в которой подавало ООО «СК ЛОТ».

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд ложатся на самого участника закупки.

Победитель аукциона должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры в первую очередь для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что сметная стоимость объекта закупки при подаче заявки на участие в закупке обществом не исследовалась.

Вместе с тем, участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск не достижения заказчиком целей закупки и неисполнения контракта для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу подпункта а) пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России, изучив имеющиеся в материалах дела документальные доказательства, приходит к выводу, что ООО «СК ЛОТ» не предприняло всех возможных мер для соблюдения норм и правил действующего законодательства. Доказательств чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, подрядчиком не представлено.

Недобросовестность ООО «СК ЛОТ» выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возникающих из требований закона и условий контракта. Включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

При принятии решения по делу, Комиссия также учитывает, что заказчиком по контракту был выплачен аванс в размере 1 290 863,25 рублей, тогда как обществом выполнены работы всего на сумму 227 828, 30 рублей (согласно акта № 02-23 от

07.07.2023).

Таким образом, действия ООО «СК ЛОТ» по надлежащему исполнению условий контракта повлекло односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СК ЛОТ» (ИНН 5259151101, КПП 525901001; адрес местонахождения: 603157, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. 50-летия Победы, д.18, помещ. П15, офис 226); учредитель: <…> (ИНН <…>) сроком на два года, в связи с односторонним отказом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от исполнения контракта № 33а/2022 от 01.12.2022 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д.77 (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0808300000222000033 от 09.11.2022).
  2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СК ЛОТ» считать дату размещения указанных сведений на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru.
  3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                            

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны