Решение б/н Решение и предписание по делу № 012/05/20-180/2021 от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/20-180/2021

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Резолютивная часть решения объявлена: 16 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 23 апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 012/05/20-180/2021, возбужденное по факту распространения рекламы с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, расположенной на обочине дороги возле, д. 28, по ул. Йывана Кырли, г. Йошкар-Ола, с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии законного представителя ООО «ВолМиш» П.В. и П.М.,

 

УСТАНОВИЛА:

Марийским УФАС России в ходе мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории города Йошкар-Олы, установлена реклама, распространяемая с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, следующего содержания:

 

П.М. в рамках рассмотрения дела указал, что рекламодателем является ООО «ВолМиш», рекламораспространителем П.М. Спорное автотранспортное средство используется, в том числе и для перевозки мягкой мебели. Факт нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 2 статьи 20 Закона о рекламе не признал.

Кроме того, данное транспортное средство используется для доставки приобретенных товаров до покупателей, однако учитывая, что покупатели предпочитают самовывоз покупок и в силу небольшой вместимости автомобиля, данное транспортное средство не часто используется, в связи с чем, автомобиль не задействован в логистике товаров магазина на ежедневной основе. Отсутствие полноценных и регулярных уборок снега специализированными службами препятствует свободному выезду автомобиля, так как заезд на придворовую территорию не очищен должным образом.

Кроме того, транспортное средство предоставляется П.М. в безвозмездное пользование ООО «ВолМиш» на основании договора безвозмездного пользования, по условиям которого общество имеет право пользоваться транспортным средством, в том числе в качестве дополнительного источника рекламы – размещать рекламу. Рекламодателем является ООО «ВолМиш», рекламораспространителем – П.М.

ООО «ВолМиш» на заседании Комиссии Марийского УФАС России факт нарушения законодательства о рекламе не признало, поддержало доводы, изложенные в письменных пояснениях (от 15.03.2021 вх. 2204). Дополнительно указало, что конструкция в виде кресла с надписью «вход со двора» складывается.

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы по следующим основаниям.

Марийским УФАС России установлено, что владельцем рассматриваемого транспортного средства является П.М. (согласно договору купли-продажи транспортного средства; серия номер регистрации документа:9909843567).

Актами осмотра местонахождения автотранспортного средства установлено, что данный автомобиль размещался на обочине дороги возле, д. 28, по ул. Йывана Кырли, г. Йошкар-Ола в период с 04.02.2021 по 03.03.2021 и на крыше автомобиля установлена конструкция в виде «кресла» с информацией «вход со двора». Кроме того, на автотранспортном средстве размешена следующая информация: «Гарантия лучшей цены», «388881», «мебель12.рф».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку она распространена посредством наружной рекламной конструкции с использованием транспортного средства, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: магазин «Мебель12.рф», а также деятельности ООО «ВолМиш».

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание «гарантия лучшей цены».

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации, не соответствующей действительности, и сведений, указывающих о преимуществах рекламируемого товара.

Вместе с тем, используя словосочетания «гарантия лучшей цены» ООО «ВолМиш» противопоставляет себя другим хозяйствующим субъектам.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения «гарантия лучшей цены» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «лучшей» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений о «лучшей» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

ООО «ВолМиш» и П.М. в письменных пояснениях указали, что рекламодатель, заинтересованный в продвижении своего товара, стремится привлечь и задержать внимание потребителя на информации, которая отличает товар от аналогов, привлекая потребителя подобными фразами как «гарантия лучшей цены». В рассматриваемой ситуации указанное словосочетание подразумевает, что потенциальный потребитель среди представленного ассортимента товара в магазине сможет подобрать для себя товар, удовлетворяющий своим желаниям и требованиям, а магазин в свою очередь готов предоставить цену, отвечающую критериям «цена-качество». В магазине ежемесячно проводятся акции. Словосочетание «гарантия лучшей цены» не наделена и не способна вызывать у потребителя неверные представления относительно объекта рекламирования.

Вместе с тем, сравнение происходит по критерию «цена», однако реклама не содержит никаких подтверждений данному утверждению.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России ООО «ВолМиш», П.М. не представили доказательства достоверности информации «гарантия лучшей цены».

Следовательно, реклама «Гарантия лучшей цены», распространяемая посредством размещения на автотранспортном средстве, используемом преимущественно в качестве рекламной конструкции является ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

Кроме того, статья 20 Закона о рекламе содержит специальные требования к рекламе на транспортных средствах и с их использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство

Согласно части 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

В письме Федеральной антимонопольной службы России от 02.05.2012 №АК/13623 содержатся разъяснения о том, что одним из случаев использования транспортного средства преимущественно в целях рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Закона о рекламе следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.

Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

Вместе с тем запрет, установленный ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе, состоит в преимущественном использовании автомобиля в качестве передвижных рекламных конструкций, факт такого использования подтвержден совокупностью представленных в материалы далее доказательств.

Сотрудниками Марийского УФАС России с целью установления факта постоянного размещения рассматриваемого автотранспортного средства в неподвижном состоянии в период с 04.02.2021 по 03.03.2021 осуществлены выходы по адресу места нахождения транспортного средства (государственный регистрационный знак А839МК 716 RUS) ул. Й. Кырли, д. 28, г. Йошкар-Ола.

По результатам мониторингов установлено, что транспортное средство находится без движения в течение продолжительного периода времени и используется преимущественно в качестве рекламной конструкции.

Кроме того, актами осмотра установлено, что указанное транспортное средство имеет признаки бесхозности: водитель на месте стоянки отсутствует, автомобиль не меняет фактическое месторасположение на протяжении значительного периода времени.

Осмотр автотранспортного средства осуществлён в дневное и вечернее время суток. В ходе осмотра также установлено, что следы выезда и заезда транспортного средства с обочины отсутствуют, автомашина завалена снегом.

В рамках рассмотрения дела сторонами дела представлены акты доставки мягкой мебели, копия действующего полиса обязательного страхования автогражданской ответственности транспортного средства марки ЛАДА FS015L LADA. Вместе с тем, данные доказательства не могут быть приняты Комиссией Марийского УФАС России в качестве доказательств использования автотранспортного средства с целью перевозки мебели по следующим основаниям.

- сохранение возможности использования автомобиля для целей перевозки мебели не исключает его использование для иных целей, в том числе для распространения рекламы;

- страховой полис ХХХ № 0166399895 оформлен от 05.04.2021, однако указанный страховой полис оформлен после возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Иных доказательств со стороны ООО «ВолМиш», П.М. не представлено;

- из содержания актов доставки мягкой мебели невозможно однозначно установить, что перевозка товара осуществлена исключительно на данном автотранспортном средстве. Кроме того, на заседании Комиссии Марийского УФАС России законный представитель ООО «ВолМиш» П.В. указал, что для перевозки мягкой мебели, в том числе используются иные автотранспортные средства;

- представленный акт доставки мягкой мебели от 04.02.2021 противоречит проведенному Марийским УФАС России акту осмотра от 04.02.2021, из которого следует, что автотранспортное средство находится в неподвижном состоянии, завалено снегом, дорога возле автомашины не очищена.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России установила, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 2 статьи 20 Закона о рекламе ввиду использования транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из того, что объектом рекламирования является мебельный магазин «100% мебель»», а владельцем автотранспортного средства является П.М. (соучредитель ООО «ВолМиш»), Марийское УФАС России установило, что рекламодателем является ООО «ВолМиш», поскольку реклама распространялась в интересах общества, а рекламораспространителем является П.М.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 2 статьи 20 Закона о рекламе, несут рекламодатель и рекламораспространитель, следовательно, в действиях ООО «ВолМиш», П.М. установлен факт нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в адрес Марийского УФАС России на момент рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих факт устранения нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ООО «ВолМиш», П.М. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49 Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую с использованием транспортного средства преимущественно в качестве рекламной конструкции, на обочине дороги по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, около дома, д. 28, следующего содержания:

 

 

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «ВолМиш», П.М. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статьям 14.3 и 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                               

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны