Постановление №ОЕ/3292/23 постановление № 012/04/9.21-430/2023 от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 012/04/9.21-430/2023 об административном правонарушении

 

«23» июня 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя-начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол № 012/04/9.21-430/2023 от «25» мая 2023 года и материалы административного дела № 012/04/9.21-430/2023, возбужденного в отношении должностного лица ПГСК «Луч-2» <...> (паспорт <...> выдан <...> дата выдачи <...>, адрес регистрации <...>) по вопросу ограничения поставки электрической энергии на объекты, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», гараж № 234, № 235, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/9.21-430/2023 в отношении должностного лица ПГСК «Луч-2» <...> по вопросу ограничения поставки электрической энергии на объекты, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», гараж № 234, № 235, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Лицу, привлекаемому к административной ответственности, уведомление о составлении протокола от 15.05.2023 исх. № ОЕ/2392/23 вручено лично.

Протокол об административном правонарушении №012/04/9.21-430/2023 от 25.05.2023 составлен по правилам статьи 28.2, 28.3 КоАП РФ специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в присутствии <...>, представителя <...>

Копия протокола № 012/04/9.21-430/2023 (исх. № ЕИ/2649/23 от 25.05.2023) вручена <...> лично.

25.05.2023 от <...> (вх. № 3793/23) поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-430/2023 в день составления протокола 25.05.2023.

Марийским УФАС России 25.05.2023 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-430/2023 в связи с необходимостью в исследовании имеющихся в материалах дела документов и пояснений, и направлено в адрес <...> (согласно данным с официального сайта АО «Почта России» письмо с идентификационным номером <...> возвращено из-за истечения срока хранения). В соответствии Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела № 012/04/9.21-430/2023.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение <...> (вх. № 1976-ИП/23 от 22.03.2023) на действия ПГСК «Луч-2» по ограничению поставки электрической энергии на объекты, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», гараж № 234, № 235.

По результатам рассмотрения обращения Марийским УФАС России установлено следующее.

<...> является пользователем гаражей № 234, 235, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», что подтверждается справкой № 55, 56 от 21.03.2023 о том, что <...> является членом ПГСК «Луч-2», выпиской ПГСК «Луч-2» об уплате членских взносов в отношении гаражей № 234, 235.

<...> в своем обращении указал, что 20.02.2023 ПГСК «Луч-2» в отношении указанных объектов произвел отключение электрической энергии.

Согласно протоколу № 3 от 16.02.2023 члены заседания правления ПГСК «Луч-2» постановили 17.02.2023 отключить от электроснабжения гараж № 234 в связи с неуплатой имеющейся задолженности.

В соответствии с представленным ПГСК «Луч-2» актом об отключении гаража № 234 (пояснения от 07.04.2023 № 2499/23) председателем ПГСК «Луч-2» <...> на основании решения правления гаражного кооператива (протокол № 3 от 16.02.2023) поручено отключение гаража № 234 от электроснабжения.

При этом, письмом от 12.04.2023 ПГСК «Луч-2» представил акт о подключении гаража № 234 к электроснабжению, принадлежащего члену ПГСК «Луч-2» <...>, в котором председателем ПГСК «Луч-2» <...> поручено подключить гараж № 234 к электроснабжению

Письмом от 12.04.2023 вх. № 2612-ЭП/23 <...> сообщил о восстановлении электроснабжения в гараже № 234, 235 путем подключения провода электроснабжения гаража к основному проводу электрической сети кооператива.

Таким образом, ограничение поставки эклектической энергии на объекты, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», гараж № 234, № 235, производилось ПГСК «Луч-2» в период с 17.02.2023 по 11.04.2023.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

ПГСК «Луч-2» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которого осуществляется процесс энергоснабжения объектов ПГСК «Луч-2».

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены участники рынка энергоснабжения, по инициативе которых может вводиться ограничение режима потребления электрической энергии, а также основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в пункте 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

ПГСК «Луч-2» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, ПГСК «Луч-2» не наделен полномочиями прекращать энергоснабжение на территории гаражного кооператива.

Также ПГСК «Луч-2» не является энергоснабжающей организацией, поэтому не наделен полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети кооператива.

Согласно письменным пояснениям от 07.04.2023 вх. № 2499/23, от 02.05.2023 вх. № 3086/23 ПГСК «Луч-2» вынесен акт об отключении гаража № 234 от электроснабжения, в котором указана дата отключения: 17.02.2023 г. 17:00 ч.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании вышеизложенного, следует, что действия ПГСК «Луч-2» по отключению электроснабжении объекта <...> осуществлены с нарушением предусмотренных законодательством процедур для прекращения подачи энергии, что противоречит требованиям пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Марийским УФАС России установлено, что председателем ПГСК «Луч-2» является <...>, который в силу положений статьи 2.4 КоАП РФ признается должностным лицом данного юридического лица.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что <...> при должной внимательности и осмотрительности мог предвидеть последствия - возможность нарушения КоАП РФ, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что <...> является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ПГСК «Луч-2», гараж № 234, № 235.

Время совершения административного правонарушения: с 17.02.2023 по 11.04.2023.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного <...>, образуют:

  • объект административного правонарушения – установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

  • объективная сторона – нарушение <...> части 1 статьи 9.21 КоАП РФ;

  • субъект правонарушения – <...>;

  • субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у <...> имелась возможность соблюдения Правил № 861, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения <...>. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В рамках рассмотрения дела № 012/04/9.21-430/2023 председатель ПГСК «Луч-2» <...> заявил ходатайство о назначении наказания в виде предупреждения.

В рамках рассмотрения дела № 012/04/9.21-430/2023 <...> заявил ходатайство о назначении наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения о том, что <...> ранее привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в материалах дела, отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что ходатайство подлежит удовлетворению и для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, <...> достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

 

Привлечь <...> (паспорт <...> выдан <...> дата выдачи <...>, адрес регистрации <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела <...>

 

 

 

2023-3826

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны