Решение №АБ/5773/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-979/2023

 

01 ноября 2023 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> — заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> — специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> — специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителей заказчика — ГБУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» — <…> (доверенность от 15.03.2023), <…> (доверенность от 30.10.2023); в присутствии представителей уполномоченного органа — Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Республики Марий Эл — <…> (доверенность от 06.06.2023), <…> (доверенность от

21.06.2023), <…> (доверенность от 06.06.2023);

При участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ПРЕМЬЕР-МЕД» — <…> (доверенность от 30.10.2023); рассмотрев жалобу ООО «ПРЕМЬЕР-МЕД» от 26.10.2023 на положения извещения о проведении закупки на поставку наборов для внутривенных вливаний для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл (номер извещения в ЕИС № 0108500000423001728 от 18.10.2023),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиками, уполномоченным органом проводился электронный аукцион в открытой форме на поставку наборов для внутривенных вливаний для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

26.10.2023 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «ПРЕМЬЕРМЕД» на положения извещения вышеуказанного электронного аукциона.

С учетом письменных уточнений заявитель приводит следующие доводы.

1. Описание объекта закупки по позиции 1 содержит противоречащие друг другу характеристики товара.

Заказчиком в пункте 8 позиции 1 описания объекта закупки установлены дополнительные требования к детали набора базового — капельница из пластичного материала без жидкостного фильтра внутри. Капельница, полностью изготовленная из пластичного материала, позволяет перед эксплуатацией обеспечить ускоренное заполнение системы инфузионным раствором путем ее полного сдавливания. Отсутствие фильтра внутри капельницы позволяет предотвратить повреждение материала капельницы при ее сжатии.

В пункте 14 описания объекта закупки по позиции 1 установлено, что предлагаемое к поставке устройство должно соответствовать ГОСТ 25047-87.

Указанный ГОСТ устанавливает, что конструкция устройства должна сохранять герметичность и использоваться при обычном гравитационном вливании жидкостей/растворов и без какого-либо принудительного нагнетания. Однако, исходя из описания объекта закупки, предлагаемый к поставке товар обязан выдерживать дополнительную, непредусмотренную ГОСТ нагрузку, путем полного сдавливания капельно-фильтрующего узла.

Таким образом, учитывая одновременно наличие в описании объекта закупки по позиции 1 взаимоисключающих требований, а именно: характеристик, противоречащих ГОСТ 25047-87, и необходимости соответствия товара указанному ГОСТ, потенциальному участнику закупки не представляется возможным определить соответствие предлагаемых к поставке товаров установленным заказчиком потребностям. Указанные обстоятельства приведут к невозможности исполнения контракта на условиях настоящего извещения.

Кроме того, указанный ГОСТ содержит чертежи № 10 и № 12, содержащие изображения стандартных устройств для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов в различных вариантах исполнения. При этом на указанных чертежах капельно-фильтрующий узел изображен со встроенным жидкостным фильтром внутри.

  1. По позиции 3 описания объекта закупки установлено дополнительное требование к товару без надлежащего обоснования необходимости его использования, а также противоречащее действующим техническим регламентам.

Заказчиком установлено требование о наличии в комплекте с наборами базовыми фиксирующей повязки длиной не менее 500 мм, шириной не менее 20 мм. Наличие повязки указанного размера внутри упаковки системы соответствует потребности заказчика, позволяет быстро и надежно закрепить трубку системы к руке пациента без применения лейкопластыря.

По мнению заявителя, правовое обоснование применение дополнительных характеристик носит формальный и необъективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств предлагаемого к поставке товара.

  1. По всем товарным позициям объекта закупки установлено требование о цветовой кодировке номинального наружного диаметра трубки инъекционной иглы по ГОСТ Р ИСО 6009-2020. При этом участник закупки обязан указать в заявке только одно значение характеристики из перечня указанных цветов.

Однако при подаче заявки в структурированном виде не представляется возможным указать одно значение характеристики, участнику предлагается либо установить весь перечень цветов, либо не устанавливать значение характеристики совсем.

Таким образом, в описании объекта закупки, составленном в структурированном виде, и описании виде файла, прикрепленного к извещению, имеются противоречащие друг другу требования к товару.

Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Уполномоченным органом 18.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение № 0108500000423001728 об осуществлении электронного аукциона на поставку наборов для внутривенных вливаний для нужд медицинских организаций Республики Марий Эл.

Данная закупка является централизованной, совместной.

Согласно письменным пояснениям, представленным заказчиками, ГБУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» является ответственным за описание объекта закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта: 19 779 933,75 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок: 18.10.2023 09:35 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.10.2023 08:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 27.10.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

31.10.2023.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Установлено, что приложением № 1 к извещению о проведении закупки является описание объекта закупки, в котором заказчиком указаны функциональные, технические, эксплуатационные характеристики объекта закупки. 

В пункте 8 по позиции № 1 «Набор базовый для внутривенных вливаний» установлено следующее: «Капельница из пластичного материала без жидкостного фильтра внутри». Обоснование включения показателя в описание объекта закупки: капельница, полностью изготовленная из пластичного материала, позволяет перед эксплуатацией обеспечить ускоренное заполнение системы инфузионным раствором путем ее полного сдавливания. Отсутствие фильтра внутри капельницы позволяет предотвратить повреждение материала капельницы при ее сжатии.

В пункте 7 по позиции № 1 «Набор базовый для внутривенных вливаний» установлено следующее: «Жидкостный фильтр, расположен ниже капельницы и порта для дополнительных вливаний в нижней точке соединительной трубки». Обоснование включения показателя в описание объекта закупки: за счет расположения жидкостного фильтра непосредственно перед иглой обеспечивается более качественная очистка растворов, включая вливание лекарственных средств через дополнительный порт. Благодаря такой конструкции снижается риск попадания микрочастиц в венозное русло.

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым ГОСТ 25047-87 устанавливает минимальные требования к способности системы выдерживать внутреннее избыточное давление, при этом верхний предел данной способности ГОСТ не ограничивает.

ГОСТ не запрещает перемещение фильтра в иную часть системы.

В закупаемой системе имеется Y-порт для подключения дополнительной линии инфузии или экстренных струйных вливаний (шприцем), поэтому фильтр перенесен ближе к игле, то есть после Y-порта, что позволяет осуществить фильтрацию не только раствора в капельнице, но и раствора, подаваемого через дополнительную линию или вводимого шприцем. Указанный Y-порт предусмотрен пунктом 9 позиции № 1, содержит обоснование включения показателя в описание объекта закупки.

Утверждение заявителя о том, что жидкостным фильтр обязательно должен быть соединен с капельницей является неверным, ссылка на чертежи из ГОСТ 25047-87 является несостоятельной, так как непосредственно в пункте 1.2.3 данного ГОСТа указано: основные размеры устройств должны соответствовать указанным на черт. 1 - 12 приложения 1. Чертежи не определяют конструкцию устройств.

Таким образом, на чертежах обозначены основные компоненты инфузионных систем, которые обязательно должны присутствовать в них (минимальный набор для того, чтобы система могла выполнять свои функции), указанные чертежи не регламентируют место их расположения в системе.

Конструкция инфузионной системы может быть любой, иначе Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения не допустила бы к обращению ни одну систему, отличающуюся от чертежей из ГОСТ. Указанный ГОСТ задает минимальный уровень качества и функционала, не запрещая повышать это качество и расширять функционал, если это повышает качество и безопасность оказываемой медицинской помощи.

Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки, заявки рассмотрены комиссией заказчика по осуществлению закупок, 2 заявки признаны соответствующими извещению об осуществлению закупки.

Участники закупки предлагают к поставке товар по позиции № 1 производителя ООО «Спец Тех», Россия, «Шандонг Протос Медикал Продактс Ко», Китай, на указанные изделия выданы регистрационные удостоверения.

Таким образом, потребности заказчика соответствует товар как минимум 2

производителей.

Каких-либо документально подтвержденных сведений о том, что фильтр по указанной позиции не может быть установлен ближе к игле, а должен быть установлен исключительно внутри капельницы, заявителем не представлено.

Сведений о невозможности поставки систем, где фильтр расположен ближе к игле, также не представлено.

Описание объекта закупки содержит обоснование включения показателя в описание объекта закупки.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

2. В пункте 12, 13 по позиции № 3 «Набор базовый для внутривенных вливаний» установлено следующее: размер фиксирующей повязки: длина ≥ 500 мм, Размер фиксирующей повязки: ширина ≥20 мм, обоснование включения показателя в описание объекта закупки: наличие повязки указанного размера внутри упаковки системы соответствует потребности заказчика, позволяет быстро и надежно закрепить трубку системы к руке пациента без применения лейкопластыря.

Из письменных пояснений заказчика следует, что в ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств, на который ссылается заявитель, описана технология простой медицинской услуги «внутривенное введение лекарственных средств». В данном стандарте описан общий случай стандартного внутривенного введения лекарственных препаратов обычным пациентам, когда достаточно зафиксировать иглу лейкопластырем или иной самоклеящейся повязкой у места венепункции (у места прокола в районе локтевого сгиба) для того, чтобы избежать выскальзывания иглы из вены. Для таких случаев закупаются обычные инфузионные системы (позиция № 1, № 2 технического задания). В количестве 954 тысяч штук.

Указанный ГОСТ не может стандартизировать все случаи, в отдельных редких случаях инфузионные вливания необходимо провести пациентам с двигательным беспокойством, то есть в состоянии, которое сопровождается резкими неумышленными движениями конечностей (судороги, психическое возбуждение и т.д). В таких случаях недостаточно фиксации системы в одной точке (в месте прокола), так как при смещении трубки относительно руки игла будет царапать вену изнутри.

Для исключения рисков травмирования вены изнутри, необходимо закрепить систему по 2 точкам, зафиксировать не только иглу у места прокола, но и трубку к руке на удалении от места прокола. Для таких случаев целесообразнее использовать повязку, при этом повязка должна быть достаточно длинной, чтобы ее можно было обмотать вокруг руки любой толщины и сделать для надежной фиксации узел, который можно будет быстро развязать после окончания процедуры. Именно эти доводы изложенным в обосновании параметров закупаемого товара.

На заседании Комиссии представитель заказчика также пояснил, что данная фиксирующая повязка используется для пациентов с  двигательным беспокойством.

Таким образом, данное требование обусловлено потребностью заказчика исходя из специфики оборудования, следовательно, довод заявителя является необоснованным.

3. По всем товарным позициям описания объекта закупки установлено требование о цветовой кодировке номинального наружного диаметра трубки инъекционной иглы по ГОСТ Р ИСО 6009-2020, желтый; красный; лазурный; светло-серый; коричневый; оранжевый; светло-фиолетовый; темно-синий; темнозеленый; черный. При этом участник закупки обязан указать конкретный цвет.

Согласно письменным пояснениям, представленным уполномоченным органом, при описании объекта закупки заказчиком применен код КТРУ 32.50.50.000-00234 «Набор базовый для внутривенных вливаний» с указанием всех необходимых характеристик.

С 01.10.2023 заказчики начали формировать извещение в ЕИС, с использованием системы указывают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В настоящее время функционалом ЕИС не предусмотрена возможность формирования характеристик товара с вариантом выбора, когда заказчик указывает (одно или несколько значений) при формировании извещения с использованием КТРУ. Участник закупки может выбрать либо все цвета, либо не указывать цвет вообще.

В связи с этим, заявки участников, которые не указали конкретный цвет иглы, по данному основанию не отклонялись, при рассмотрении заявок комиссия исходила из предложенного размера иглы, так как из размера иглы можно установить конкретный цвет.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ПРЕМЬЕР-МЕД» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

Председатель комиссии

                                                                                                                                                                                     

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны