Решение №АБ/1301/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-200/2023

16 марта 2023 года                                                                     г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

  • от заказчика — Министерства природных ресурсов, экологии и охраныокружающей среды Республики Марий Эл (далее – Заказчик»): <…> (на основании доверенности),
  • от заявителя — Общества с ограниченной ответственностью «Клевер» (далее –

ООО «Клевер»): <…> (на основании доверенности), рассмотрев жалобу ООО «Клевер» на положения извещения об осуществлении закупки № 0108200001623000018 по поставке нагрудных видеорегистраторов,

установила:

Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл проводится электронный аукцион на поставку нагрудных видеорегистраторов (извещение на официальном сайте единой информационной системы в

сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0108200001623000018).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Клевер» на положения извещения об осуществлении закупки.

Заявитель полагает, что пункты 11, 19, 21 технического задания Заказчика являются излишними, что приводит в последствии к ограничению количества участников закупки. Кроме того, установленные Заказчиком запреты и ограничения в извещении о проведении закупки исключают производителей нагрудных видеорегистраторов, которые производятся на территории РФ.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В описании объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, Заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару, в том числе:

пункт 11 - время работы от одного заряда аккумулятора в режиме записи видео – не

менее 19 часов; при максимальных нагрузках: не менее 7 часов работы; пункт 19 – интерфейс USB 2.0, РТТ, HDMI., возможность подключения внешней

камеры/рации; пункт 21- корпус- огнеупорный пластик, выдерживающий падение минимум с 2-х

метров.

Согласно доводам жалобы, указанные показателя, установленные заказчиком при описании объекта закупки являются излишними, кроме того на российском рынке по заявленным требованиям Заказчика не удовлетворяет ни одна модель.

Из пояснений Заказчика следует, что перед проведением аукциона Заказчик провел анализ рынка нагрудных видеорегистраторов, после чего определил параметры товара и сделал запрос ценовой информации на товар с определенными характеристиками в семь организаций, и получил три коммерческих предложения, соответствующих требованиям Заказчика, обосновал начальную (максимальную) цену контракта.

Учитывая вышеизложенное Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об необоснованности жалобы в данной части по нижеследующим основаниям.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Из вышеуказанных приведенных норм следует, что действующий Закон о контрактной системе допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но не ограничивая число участников закупки.

В связи с чем, Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики его работы, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Более того, на данную закупку поступили две заявки, из которых следует, что данные участники предлагают к поставке продукцию различный производителей, в том числе российских. По итогам проведения закупки снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29 %.

Таким образом, довод заявителя в части излишних требований Заказчиком при формировании технического задания, которые влекут ограничение конкуренции, а также, что на российском рынке по заявленным требованиям Заказчика не удовлетворяет ни одна модель нагрудного видеорегистратора, не нашли своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи  14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно части  4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе принят Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ № 126н).

В соответствии с п. 1 приказа 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к приказу 126н.

Согласно части  3 статьи  14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в том числе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878), которым утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что вышеуказанные запреты и ограничения допусков товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств установлены Заказчиком в извещении о проведении закупки.

Объектом закупки является – поставка нагрудных видеорегистраторов. Заказчиком в извещении о проведении закупки установлен код ОКПД2: 26.40.33.190.

В перечень Постановления № 878 и в приложение № 1 Приказа 126н включены товары с ОКПД2 26.40.33 «Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения», что соответствует предмету закупки.

Из жалобы заявителя следует, что установленные запреты и ограничения допусков товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, также ограничивают участников закупки, исключая производителей нагрудных видеорегистраторов, зарегистрированных в реестре РЭП Минпромторга России.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об необоснованности жалобы в указанной части, поскольку Заказчик во исполнения действующего Законодательства РФ установил указанные запреты и ограничения в извещении о проведении закупки.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Клевер» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны