Решение №ОЕ/7207/22 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-815/2022 от 20 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/28-815/2022
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«20» декабря 2022 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «19» декабря 2022 года
Полный текст решения изготовлен: «20» декабря 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/28-815/2022, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «МКК «Золотофф» по факту распространения наружной рекламы «Займы от 0% в день»,
УСТАНОВИЛА:
Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 07.11.2022 установлен факт размещения рекламы «Займы от 0% в день» следующего содержания:
, |
Реклама размещена в месте осуществления деятельности ООО «МКК «Золотофф» в г. Йошкар-Оле по адресу ул. Яналова, д. 4.
Марийским УФАС России в отношении ООО «МКК «Золотофф» возбуждено дело №012/05/28-272/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
ООО «МКК «Золотофф» в письменных пояснениях указало, что общество является микрокредитной организацией, оказывающей услуги по выдаче займов. Общество арендовало помещение по вышеуказанному адресу с 01.12.2021 по 31.07.2022 на основании договора субаренды, заключенного с ИП М. Рекламодателем и рекламораспространителей является ООО «МКК «Золотофф». Рекламная информация не была демонтирована в связи с невнимательностью.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, письменные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является выдача денежных средств.
Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к ее продвижению на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рассматриваемой рекламе приведена следующая информация об условиях предоставления денежных средств: «Займы от 0% в день».
В письменных пояснениях ООО «МКК «Золотофф» (вх № 8948-ЭП/22 от 24.11.2022) представило перечень тарифных планов по выдаче займов.
Антимонопольным органом установлено, что в обществе действуют тарифы: «Базовый 0,7%», «Базовый 1», «Сотрудник», «Новый старт», «5 месяцев», «Реструктуризация», «Рефинансирование», «С поручительством».
Основными условиями предоставления займа являются: возраст, постоянное место работы (не менее 1 месяца) или наличие пенсионного удостоверения, постоянная регистрация, сумма займа, ставка по займу.
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано лишь одно условие: «ставка займа от 0%».
Указанные условия являются обязательными при предоставлении займов по ставке от 0%, однако все условия в рекламе не указаны. Указанные условия напрямую влияют на сумму расходов лиц, воспользовавшихся услугами предоставления займов ООО «МКК «Золотофф», поскольку влияют на сумму выплат по договору займа.
Отсутствие полных условий о предоставлении займов от 0% вводит потребителей в заблуждение, не позволяет получить полную информацию о предоставлении финансовой услуги, свидетельствует об отсутствии существенной информации.
Кроме того, недоведение в рекламе информации об условиях предоставления займов, при указании привлекательной для потребителей информации, свидетельствует об отсутствии в ней всей существенной информации.
Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях ее предоставления.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Реклама размещалась в месте оказания услуг ООО «МКК «Золотофф» по адресу ул. Яналова, д. 4, реклама направлена на привлечение внимания к ООО «МКК «Золотофф», что также подтверждается письменными пояснениями общества.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы признает ООО «МКК «Золотофф».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, Марийским УФАС России установлено, что рекламная информация в настоящее время не распространяется, что подтверждается фотоотчетом.
Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что основания для выдачи ООО «МКК «Золотофф» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу следующего содержания: размещенную по адресу: г.Йошкар-Ола, ул. Яналова, д. 4 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частию 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии