Постановление №АБ/5617/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №012/04/14.3-911/2... от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №012/04/14.3-911/2023 об административном правонарушении

«27» октября 2023 года  г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя-начальник отдела <…>, рассмотрев протокол от «13» октября 2023 года об административном правонарушении и материалы дела №012/04/14.3-911/2023, возбужденного в отношении ИП Т. (ИНН <…>) по факту нарушения частей 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы «Холодное, как сердце твоей бывшей Доставка прямо на дом Пивасик +79021047474 ул.Анникова, 9Б» с изображением кружек с пивом, на стендах в лифтах жилых домов в г.Йошкар-Оле и п.Медведево и рекламы «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» с изображением стаканов и кружек с пивом, размещенной в месте нахождения магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б (решение по делу № 012/05/21-683/2023 от 14.09.2023), ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии ИП Т., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Марийским УФАС России возбуждено дело №012/04/14.3-911/2023 об административном правонарушении в отношении ИП Т. по факту нарушения частей 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы «Холодное, как сердце твоей бывшей Доставка прямо на дом Пивасик +79021047474 ул.Анникова, 9Б» с изображением кружек с пивом, на стендах в лифтах жилых домов в г.Йошкар-Оле и п.Медведево и рекламы «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» с изображением стаканов и кружек с пивом, размещенной в месте нахождения магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б.

13.10.2023 главным государственным инспектором отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> составлен протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-911/2023 в отношении ИП Т. по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. ИП Т. надлежащим образом извещен о дате, времени составления протокола (в адрес ИП Т. 29.09.2023 направлено уведомление о составлении протокола исх. №ОЕ/5067/23, которое получено 11.10.2023).

Копия протокола с указанием даты, времени, месте рассмотрения дела была направлена по месту регистрации ИП Т.  (исх. № НЖ/5348/23 от 13.10.2023). Протокол получен 19.10.2023

Таким образом, ИП Т. на момент рассмотрения административного дела № 012/04/14.3-911/2023 надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Специалистами Марийского УФАС России в ходе осмотра рекламы, распространяемой в многоквартирных жилых домах г. Йошкар-Олы и п.Медведево установлен факт размещения рекламы «Холодное, как сердце твоей бывшей» на стендах в лифтах следующего содержания:

 

Распространение рассматриваемой рекламы зафиксировано в лифтах многоквартирных жилых домов по адресам г.Йошкар-Ола, Б.Чавайна, д.11а (26.06.2023) и п. Медведево, ул.Логинова, д.6 (28.06.2023).

Также Марийским УФАС России установлено, что по адресу осуществления деятельности магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б размещается информация «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» следующего содержания:

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Т. возбуждено дело № 012/05/21-683/2023 части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Решением Комиссии Марийского УФАС России по делу № 012/05/21-683/2023 от 14.09.2023 реклама «Каждый понедельник -15% на пенные напитки 1+1=3 на разливные напитки» с изображением стаканов и кружек с пивом, размещенную в месте нахождения магазина «Пивасик» г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б, а также реклама «Холодное, как сердце твоей бывшей Доставка прямо на дом Пивасик +79021047474 ул.Анникова, 9Б» с изображением кружек с пивом, распространенную на стендах в лифтах жилых домов в г.Йошкар-Оле и п.Медведево признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 2.1, 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рекламе является пиво, различные напитки, о чем свидетельствует приведение изображений и кружек, бокалов с напитками и пеной, надписи «Холодное, как сердце твоей бывшей», приведение акции «1+1=3», указание скидки 15%.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе (размещенной как в месте реализации по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б, так и на стендах в лифтах многоквартирных жилых домов) предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

В магазине «Пивасик» по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б предлагается к продаже широкий ассортимент пива разных наименований, крепости, например: Жигулевское, Немецкое, Баварское, Жигулевское ГОСТ, Жигулевское традиционное ГОСТ и другие.

Продукция производства заводов Балтика, Кожевниково, Владимир, Ульяновск включает в том числе алкогольные напитки (пиво) крепостью более 5%.

Таким образом, с учетом наличия в ассортименте реализуемой продукции магазина «Пивасик» алкогольной продукции (пива) крепостью более 5%, рассматриваемая реклама нарушает также требования части 2.1 статьи 3 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2.1, 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из поступивших материалов следует, что деятельность в магазине «Пивасик» осуществлял ИП Т. ИП Т. является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы в месте осуществления деятельности по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Анникова, д.9Б, а также является рекламодателем в отношении рекламы, распространяемой в лифтах многоквартирных жилых домов.

Ответственность за нарушение требований частей 2.1, 3 статьи 21 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ИП Т. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина ИП Т.  в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: с 26.06.2023 по 17.10.2023 (пояснения индивидуального предпринимателя от 17.10.2023 об отсутствии осуществления деятельности по адресу ул.Анникова, д.9Б, г.Йошкар-Ола).

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного ИП Т., образуют:

  • объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;
  • объективная сторона – размещение рекламы с нарушением частей 2.1, 3 статьи 21  Закона о рекламе;
  • субъект правонарушения – ИП Т.;
  • субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Т. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП Т. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП Т. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Т. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ИП Т. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3.1 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3.1 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Указанная позиция отражена в письме ФАС России №МШ/116843/22 от 27.12.2022. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, считает необходимым назначить ИП Т. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 25, 33, 38 Закона о рекламе,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь ИП Т. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Реквизиты счетов для перечисления штрафа: администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России ИНН 1215026787   КПП 121501001   ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя - ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА

РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 40102810545370000075,

Номер счета получателя: 03100643000000010800

КБК 16111601141010003140

УИН 16100500000001802658

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: копия платежного поручения.

Заместитель руководителя управления-

начальник отдела                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны