Решение №ОЕ/5312/23 Решение по делу №012/05/7-916/2023 от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-916/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«11» октября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «04» октября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «11» октября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>

рассмотрев дело № 012/05/7-916/2023, возбужденное в отношении ИП Ч. по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении рекламы, размещаемой по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), в отсутствие ИП Ч., либо его представителя,


 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) следующего содержания:

 

 

 

Также специалистами Марийского УФАС России в ходе осмотра по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 установлен факт размещения рекламы курительных принадлежностей следующего содержания:

 

 

 

 

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч. возбуждено дело № 012/05/7-916/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

ИП Ч. при рассмотрении дела не присутствовал, письменных пояснений в ходе рассмотрения дела не направил. При этом о дате, времени, месте рассмотрения дела ИП Ч. надлежащим образом уведомлен: определение об отложении рассмотрения дела №012/05/7-916/2023 от 30.08.2023 направлено в адрес ИП Ч., не вручено, возвращено в адрес Марийского УФАС России (почтовое отправление 80106987588107), кроме того, в адрес ИП Ч. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места рассмотрения дела.

Комиссия рассматривает дело на основании имеющихся материалов дела.

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Комиссией установлено, что в торговых объектах по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) реализуется различная продукция: кальяны, электронные сигареты, жидкости, комплектующие, различные курительные принадлежности и иные товары.

Рассматриваемые изображения, размещаемые в месте реализации товаров, содержат перечисления реализуемых товаров: «кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы», «Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны». Также имеются ссылки на группы TASTY TOWN в социальных сетях Вконтакте и Телеграмм.

При переходе по адресам TASTY TOWN в социальных сетях Вконтакте и Телеграмм установлено, что в рассматриваемых группах размещается информация о деятельности сети магазинов TASTY TOWN в г.Йошкар-Ола, сведения о реализуемых товарах, проводимых акциях:

 

 

 

 

 

 

В рассматриваемой информации перечисление наименований товаров и курительных принадлежностей используется в совокупности со ссылками на источники получения информации о товарах, реализуемых в торговых объектах Tasty Town. В социальных сетях Вконтакте и Телеграмм TASTY TOWN размещается подробное описание товаров и курительных принадлежностей, с приведением изображений, свойств, характеристик, цены.

По своему содержанию и формату размещения рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания всех посетителей данных торговых точек и поддержание интереса как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная информация «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, а информация, размещенная на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы: кальянам, электронным сигаретам, курительным принадлежностям, реализуемым в магазине Tasty Town. Также размещенная информация «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы - кальянам, электронным сигаретам, курительным принадлежностям, реализуемым в магазине Tasty Town.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

Электронные сигареты, кальяны, pod-системы, в том числе жидкости для них используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, электронные сигареты, кальяны, pod-системы отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, а также реклама, размещаемая на конструкции на окне торгового объекта с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон), и реклама «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, что запрещено в соответствии с Законом о рекламе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

Комиссия приходит к выводу о том, что размещаемая реклама по адресу РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) с изображением человека с дымом (паром) в области верхней части туловища, является демонстрацией процесса курения, размещена с нарушением требований пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу различных устройств и курительных принадлежностей, а также демонстрирует процесс курения.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Также ответственность за нарушение требований части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

По рассматриваемому адресу, в котором размещалась реклама, деятельность осуществляет ИП Чартолани Георгий Шакрович (ИНН 602702929555), являющаяся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела доказательства прекращения распространения рекламы не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу курительных принадлежностей «TASTYTOWNYO кльаняы ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, pod- системы» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм, и рекламу с изображением фигуры человека в окружении дыма (пара) по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) следующего содержания:

 

а также рекламу «TASTYTOWNYO Pod-системы Жидкости Электронные сигареты Кальяны» со ссылками на социальные сети Вконтакте и Телеграмм по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. В.Интернационалистов, д.27 следующего содержания:

 

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Ч. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны