Решение №АБ/1426/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу №012/06... от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу №012/06/106-221/2024

29  марта 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителей: от заказчика — <…> (по доверенности №01438 от 26.02.2024); заявителя ООО «РекТорг» - <…> (по доверенности б/н от 27.03.2024); рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «РекТорг» от 25.03.2024 на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика – Министерства образования и науки Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона предметом которого является «Шифр: 88-2024-нр51722 поставка наборов ОГЭ/ЕГЭ (физика, химия) в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной      сети               «Интернет»             http://zakupki.gov.ru №0108200000224000009 от 14.03.2024),

установила:

Заказчиком проводилась закупка на поставку наборов ОГЭ/ЕГЭ (физика, химия) в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона  о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола ( при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Так, в Марийское УФАС России 25.03.2024 поступила жалоба участника закупки ООО «РекТорг» на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика.

По мнению Заявителя, Заказчиком незаконно отклонена его заявка по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, вместо того заявка подлежала отклонению по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает довод жалобы необоснованным.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.

Заказчиком 14.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение № 0108200000224000009 предметом которого является Шифр: 88-2024-нр51722 Поставка наборов ОГЭ/ЕГЭ (физика, химия) в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (далее — Извещение ).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 835 496,26 рублей.

Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 №ИЭА1 на участие в указанной закупке подано 9 заявок. Из которых 8 заявок (идентификационные номера заявок 13, 72, 109, 126, 180, 181, 197, 223) отклонены по следующим основаниям: непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка с идентификационным номером 128 признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Согласно извещению заказчиком установлено ограничение допуска по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление №617).

В извещении о проведении закупки определён код ОКПД2: 32.99.53.130, который входит в перечень по Постановлению №617.

Согласно пункту 2 Постановления №617, для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.

Пунктом 7 Постановления №617 Для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской

Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);

б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной систем предусмотрено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Изучив заявки, поданные на участие в закупке Комиссия Марийского УФАС России установила, что лишь только в составе Заявки победителя аукциона содержал имелись выписки из реестра российской промышленной продукции (реестровый номер 10464954, 10286905). У остальных участников закупки выписок из реестра российской промышленной продукции не имелось.

Таким образом, на участие в закупке поступила 1 заявка, которая удовлетворяет требованиям Извещения об осуществлении закупки и требованиям Постановления №617, следовательно, все остальные заявки подлежали отклонению.

Однако, Комиссия Марийского УФАС России, считает действия Заказчика ошибочными по причине того, что все остальные заявки следовало отклонять по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых

предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.

В силу пунктов 4, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае:

  • предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
  • непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Таким образом, информацией и документами, предусмотренными пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае, если страной происхождения товара является иностранное государство (не член ЕАЭС), то необходимым является лишь декларирование страны происхождения товара.

Комиссия Марийского УФАС России правомерно установила, что в рассматриваемом случае пункт 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе неприменим, поскольку не устанавливает требование о предоставлении дополнительных документов на товар иностранного происхождения.

Указанное регулирование было установлено законодателем в силу того, что добросовестные участники закупок не могут и не обязаны предвидеть действия других участников закупок, которые могут подать заявки с товаром российского происхождения или из стран ЕАЭС. Соответственно, такие участники закупок не могут нести ответственность в виде потери суммы обеспечения заявки, которая может возникнуть вследствие действий третьих лиц.

На основании вышеизложенного, заявки с идентификационными номерами 13, 72, 109, 126, 180, 181, 197, 223 подлежали отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе при формировании протокола в качестве обоснования отклонения заявки Заявителя выбран пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

Следовательно, довод Заявителя признается Комиссией Марийского УФАС обоснованным.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106  Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, принимается решение о выдаче заказчику обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе, так как нарушение, допущенное комиссией заказчика повлияло на результат определения победителя закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «РекТорг» обоснованной.
  2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части  2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                                             

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны