Решение б/н Решение по делу № 03-21/01-2019 в отношении гражданина П. от 18 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/01-2019

о признании рекламы ненадлежащей

«18» февраля 2019 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «13» февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен: «18» февраля 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России (…),

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов (…),

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов (…),

рассмотрев дело № 03-21/01-2019, возбужденное в отношении Прищепы Сергея Валерьевича по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), по факту распространения рекламы «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера,

в присутствии представителя ООО «МКК ФИНАНС» (…) (доверенность от 05.02.2019),

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России из прокуратуры Советского района поступили материалы (вх. № 11924 от 08.11.2018) в отношении рекламы ООО «МКК ФИНАНС», размещенной на сайте https://rayon12.ru/, которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

Определением от 09.01.2019 возбуждено дело № 03-21/01-2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы в отношении Прищепы С.В.

На заседании Комиссии ООО «МКК ФИНАНС» указало, что поддерживает доводы, изложенные в письменных пояснениях № 02.19/05 от 04.02.2019, считает, что в действиях П. содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что текст рекламы, исполненный мелким шрифтом, является нечитаемым. При этом, общество подтвердило, что не обращалось к П. с заявкой на размещение рассматриваемой рекламы. Кроме того, после выявления факта распространения данной рекламы на сайте https://rayon12.ru/, общество обратилось к П. с заявлением о прекращении его распространения. ООО «МКК ФИНАНС» подтвердило, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено в ноябре 2018 года.

П. на заседании Комиссии не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Также лицо указало, что данная реклама размещалась в период с 05.11.2018 по 08.11.2018 в целях заполнения сайта информацией и была удалена после получения им письма ООО «МКК ФИНАНС».

Комиссия Марийского УФАС России, выслушав позиции сторон, исследовав представленные в материалы дела документы и пояснения, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!», размещенная на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является организация ООО МКК «Финанс», а также услуги данной организации по выдаче займов, в том числе акция «Новичкам везет!», ипотечные займы на покупку и строительство жилья.

В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие выдачи займов от 12% по акции «Новичкам везет!», тогда как остальной текст выполнен в нечитаемом виде.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

Вместе с тем, Правилами проведения акции «Новичкам везет» (далее – Правила акции), утвержденными приказом директора ООО «МКК Финанс» № 14 от 13.08.2018, установлено следующее.

Пунктом 3.1 Правил акции установлен общий срок проведения акции: с 15 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года. При этом участниками акции могут стать физические лица, оформляющие договор потребительского займа в ООО «МКК Финанс» впервые (п. 4.1 Правил акции), требования к заемщикам содержатся в правилах выдачи микрозаймов (далее – Правила выдачи микрозаймов), утвержденных общим собранием участников ООО «МКК Финанс» от 30.06.2017 (пункт 4.2 Правил акции).

Согласно главе 2 Правил выдачи микрозаймов заемщиком может стать физическое лицо, достигшее возраста 20 лет (в отдельных случаях, по решению директора – 18 лет), не старше предельного возраста заемщика (мужчины – 70 лет, женщины – 78 лет), не имеющим не снятую или не погашенную судимость и т.д. (пункт 2.4 Правил выдачи микрозаймов).

Для того, чтобы стать участником акции необходимо в период проведения акции заключить договор потребительского займа на сумму от 2 000 рублей до 500 000 рублей, сроком от 2 до 24 месяцев (пункт 5.1 Правил акции). При этом, льготная процентная ставка 12% годовых устанавливается на первый месяц пользования займов, со второго месяца пользования займом устанавливается ставка в соответствии со стандартами выдачи займов (от 42% до 84% годовых), в зависимости от суммы, срока займа, доходов, кредитной истории.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 12%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена размытым нечитаемым шрифтом).

Из анализа содержания рекламы и правил проведения акции «Новичкам везет» следует, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют необходимые в соответствии с требованиями законодательства о рекламе сведения о минимальном и максимальном размере суммы займа от 12%, сроках займа, а также отсутствует информация об условиях предоставления займов по акции «Новичкам везет», которые непосредственно влияют на условия участия в рассматриваемой акции и вводят в заблуждение потребителей рекламы.

Так, отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «Займы от 12%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 12%, что содержит нарушает части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям ООО «МКК Финанс» и представленным документам (№ 12.18/62 от 05.12.2018) общество подавало заявку на размещение рекламы в рекламно-информационном издании «Районная реклама». Между ООО «МКК Финанс» и ИП П. (редактор издания) заключен договор от 10.10.2018 об оказании рекламных услуг. В соответствии с приложением № 1 к указанному договору согласован макет выхода рекламы «Ипотечные займы на покупку и строительство жилья» и «Займы от 12% Акция Новичкам везет!». указанные макеты согласованы в читаемом виде и содержат существенные условия предоставления займов по указанной акции.

Как следует из пояснений ООО «МКК Финанс», указанные макеты переданы ИП П. только для размещения данной рекламы в рекламно-информационном издании «Районная реклама» в выходах № 9 (424) от 12.10.2018, № 10 (426) от 12.11.2018, № 11 (427) от 10.12.2018.

Также, обществом представлена переписка с владельцем сайта https://rayon12.ru/ П. по вопросу размещения рассматриваемых макетов рекламы с нечитаемым форматом мелкого шрифта, которым выполнены пояснения под знаком «звездочка». В ответ на требование о прекращении распространения данной рекламы на рассматриваемом сайте в связи с отсутствием согласования макетов рекламы и договора на размещение рекламы на сайте П.. сообщил, что разместил указанную рекламу по собственной инициативе.

Указанное также подтверждается пояснениями П., представленными в Марийское УФАС России письмом (вх. № 93 от 09.01.2019).

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем является П.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

При этом частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Сведения, необходимые для размещения в соответствии с частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, не были указаны вследствие ненадлежащего исполнения рекламопроизводителем П. обязанностей по надлежащему производству рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исходя из того, что на момент возбуждения дела рассматриваемая информация была удалена с сайта https://rayon12.ru/, а также исходя из письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны