Постановление №АБ/7445/22 постановление по делу № 012/04/14.3-873/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

по делу 012/04/14.3-873/2022 об административном правонарушении

 

«15» декабря 2022 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол от «02» декабря 2022 года и материалы дела 012/04/14.3-873/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО МКК «Касса № 1» (юридический адрес: 450047, Башкортостан, г. Уфа, ул. Бакалинская, д. 19, оф. 24; ИНН: 0274169217, ОГРН: 1120280036997) по факту распространения наружной рекламы по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д. 38, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

Установил:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 25.10.2022 установлен факт размещения рекламы финансовых услуг, оказываемых ООО «МКК «Касса № 1».

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-873/2021 от 02 декабря 2022 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии представителя ООО МКК «Касса № 1».

Уведомление о составлении протокола направлено по юридическому адресу ООО МКК «Касса № 1» (исх. № ОЕ/6656/22 от 22.11.2022) и получено им 26.11.2022.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела № 012/04/14.3-873/2022 (исх. № ЭБ/6839/22 от 02.12.2022) направлена по месту регистрации общества и получена им 07.12.2022.

Таким образом, ООО МКК «Касса № 1» на момент рассмотрения административного дела № 012/04/14.3-873/2022 надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 25.10.2022 установлен факт размещения рекламы следующего содержания:

 

 

 

далее – Реклама,

В соответствии со ст. 1 Закона о рекламе целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона о рекламе предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена на радио; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Статьей 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги по предоставлению займов от 1 000 рублей до 500 000 рублей, в том числе деятельность, оказываемая ООО МКК «Касса № 1».

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена посредством размещения рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе приведена следующая информация об условиях предоставления денежных средств: от 1000 до 500 000 рублей.

Условия программ предоставления займов утверждены в соответствии с правилами предоставления микрозаймов от 01.11.2022. (Приложение № 4).

В соответствии с условием: сумма от 1 000 до 500 000 рублей по займу возможно получить по тарифам:

  • тарифная линия «РОНДО»: «РОНДО ОНЛАЙН», «РОНДО ОНЛАЙНПОСТОЯННЫЙ», «РОНДО ПЕНСИОНЕР», «РОНДО ПЕНСИОНЕР ОНЛАЙН», «РОНДО СОЗАЕМ», «РОНДО ЭКСПРЕСС», «РОНДО ЭКСПРЕСС ОНЛАЙН», «микрозайм

«Молодой 1/10 35», «микрозайм «Молодой ОНЛАЙН 1/10 35 СМС», «микрозайм «Молодой дублер 1/10 15/165», «Микрозайм «Молодой дублер ОНЛАЙН» 1/10 15/165 СМС», «займы «XIAOMI» онлайн КЦ 1/15 180», «займы «XIAOMI» 15/50 180», «микрозайм «Спецпродукт» 1/5 15, микрозайм «Спецпродукт Онлайн»;

  • тарифная линия «Антикризисная»: «микрозайм – онлайн 1/15 35, «Рекомендатель2» 1/15,16, «Заводчанин», «Заводчанин Онлайн», «микрозайм- онлайн» 1/15 35 (пролонгация), «микрозайм – онлайн дублер 1/15 15/165», «микрозайм – онлайн дублер 1/15 30/150», «микрозайм – онлайн пенсионер (пролонгация) 1/15 35», «микрозайм – онлайн дублер пенсионер 1/15 15/165», «микрозайм – онлайн пенсионер 1/15 35», микрозайм – онлайн пенсионер 1/15 30/150», «Пенсионер КЦ пролонгация 1/15 35», «микрозайм – онлайн 1/15 35 «мульт (пролонгация) Пенсионер, микрозайм – онлайн 1/15 35 мульт (пролонгация), «мульт Онлайн КЦ 1/15 35», «мульт Онлайн «Пенсионер КЦ 1/15 35»;

  • тарифная линия «Автозаем»: «Автозалог (180), «Сервис 1/30 165», «Сервис 1/30 150, «Автосервис», «Автозаем без поручителей», «Автозаем с поручителем», «Автосалон с первоначальным взносом», «Автозаем 1», «Автозаем 2», «Автозаем – 2 Поручитель», «Автозаем ИП 01», «Автозаем 3 Поручитель», «Автозаем без первоначального взноса», «Автозалог 1», «Автозалог «Электронный ПТС», «Автозалог «Электронный ПТС 180», «Автосалон с первоначальным взносом», «Автосалон без первоначального взноса», «Автосалон 2», «Автосалон «Созаемщик без первоначального взноса»;

  • тарифная линия «Рефинансирование»: Аннуитет «Рефинансирование -1» S 10000/60000/720, «Аннуитет «Рефинансирование -1» S 10000/60000/720 Добор»,

Аннуитет «Рефинансирование -2» М 10000/60000/720, «Аннуитет «Рефинансирование -2» М 10000/60000/720 Добор», «Аннуитет «Рефинансирование -1» L 10001/300000/1080», «Аннуитет «Рефинансирование – 3» L 100001/300000 1080 Добор», «Рефинансирование XL АВТО» 301000/500000/1080», «Рефинансирование XL АВТО 301000/500000/1080 Добор», «Рефинансирование XL АВТО 101000/300 000/1080», «Рефинансирование XL АВТО 101000/300 000/1080 Добор», «Рефинансирование АВТОЛОМБАРД 50/500000/1080», «Аннуитет «Рефинансирование Карантин – 1» 1000/60000/360», «Аннуитет «Рефинансирование Карантин -2» 61000/100000/360», «Аннуитет «Рефинасирование Карантин -3», «Созаемщик 31», «Созаемщик 62», «Созаемщик 90», «Созаемщик 120», «Созаемщик 150»;

  • тарифная линия «СОТРУДНИК»: «Сотрудник», «Сотрудник ОНЛАЙН СМС»,«Сотрудник «Приоритет», Аннуитет «Сотрудник -1», Аннуитет «Сотрудник -2», «Автозаем сотрудник», «Автозалог Сотрудник», «Сотрудник VIP».

Основными условиями, влияющими на стоимость займа в рамках действия вышеуказанных тарифных линий, являются: размер предоставляемого займа, срок предоставления займов, процентная ставка за пользование займом, возраст заемщика, а также условия предоставления займа.

Указанные условия являются обязательными при предоставлении займов по сумме 1 000 рублей до 500 000 рублей, однако все условия в рекламе не указаны. Указанные условия напрямую влияют на сумму расходов лиц, воспользовавшихся услугами предоставления займов ООО МКК «КАССА № 1», поскольку влияют на сумму выплат по договору займа.

Отсутствие полных условий о предоставлении займов в диапазоне от 1000 рублей до 500 000 рублей вводит потребителей в заблуждение, не позволяет получить полную информацию о предоставлении финансовой услуги, свидетельствует об отсутствии существенной информации.

Кроме того, недоведение в рекламе информации об условиях предоставления займов, при указании привлекательной для потребителей информации, свидетельствует об отсутствии в ней всей существенной информации.

Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях ее предоставления.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама размещалась в месте оказания услуг ООО МКК «КАССА № 1» по адресу ул. Строителей, д. 38, направлена на привлечение внимания к ООО МКК «КАССА № 1».

На основании изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы признает ООО МКК «КАССА № 1».

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ООО МКК «КАССА № 1» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ООО МКК «КАССА № 1» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: г. Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 25 октября 2022 года.

Состав административного правонарушения по части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, совершенного ООО МКК «КАССА № 1», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ООО МКК «КАССА № 1», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ООО МКК «КАССА № 1»;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО МКК «КАССА № 1» имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО МКК «КАССА № 1». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО МКК «КАССА № 1» содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ООО МКК «КАССА № 1» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения о том, что ООО МКК «КАССА № 1» ранее привлекалось за совершение административного правонарушения в материалах дела отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшийся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, ООО МКК «КАССА № 1» подлежит удовлетворению и обществу достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

постановил:

 

Привлечь ООО МКК «Касса № 1» (юридический адрес: 450047, Башкортостан, г. Уфа, ул. Бакалинская, д. 19, оф. 24; ИНН: 0274169217, ОГРН: 1120280036997) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить обществу наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления-начальник отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО МКК "КАССА № 1"
ИНН 0274169217, ОГРН 1120280036997