Решение №АБ/5857/23 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-992/2023 от 10 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу РНП № 012/06/104-992/2023
07 ноября 2023 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии –– <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
<…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<…> – специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии представителей:
- от Заказчика – Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл (далее – Министерство, Минсоцразвития Республики Марий Эл, Заказчик):
<…> на основании доверенности, при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажная компания «Электромонтаж» (далее – Общество, Исполнитель, Подрядчик, ООО «СМК» «Электромонтаж»): <…> (на основании доверенности), во исполнение решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.08.2023 по делу № А38-1995/2021 и, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),
установила:
Из материалов дела следует, что по результатам электронного аукциона от 30.12.2019 № 0108200000419000019 Министерством и ООО «СМК «Электромонтаж» заключен государственный контракт № 2019-ЭАXVIII, по условиям которого Общество как исполнитель приняло на себя обязательство выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на объект: «Строительство комплекса зданий для реализации технологий сопровождаемого проживания инвалидов на 32 койко-места».
Однако 20.01.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 01-21/352. Основанием для одностороннего отказа от исполнения договора послужило неисполнение Обществом обязательств в соответствии с государственным контрактом и отрицательное заключение государственной экспертизы.
20.01.2021 на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 7.5 контракта заказчик принял и разместил в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день решение о расторжении контракта направлено исполнителю посредством почтовой связи и по электронной почте. Уведомление вручено обществу 25.01.2021.
По правилам частей 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут 05.02.2021.
Не согласившись с решением односторонним отказом, ООО «СМК «Электромонтаж» обратилось в арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2023 по делу № А38-304/2021 решение заказчика об одностороннем отказе признано законным.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе 05.02.2021 заказчик направил в Марийское УФАС России информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО «СПК «Электромонтаж».
По результатам рассмотрения информации, 12.02.2021 Комиссией Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение о невключении сведений в отношении ООО «СПК «Электромонтаж» по заявлению Минсоцразвития Республики Марий Эл в связи с отказом от исполнения контракта в одностороннем порядке по результатам электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на объект: «Строительство комплекса зданий для реализации технологий сопровождаемого проживания инвалидов на 32 койко-места» (извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0108200000419000019 от 06.12.2019), в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.08.2023 по делу № А38-1995/2021, решение Комиссии по контролю в сфере закупок Марийского УФАС России от 12.02.2021 по делу № РНП 012/06/104-98/2021 признано недействительным и не соответствующим Закону о контрактной системе, также Арбитражный суд Республики Марий Эл обязал Марийское УФАС России устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть обращение Министерства от 05.02.2021 № 01-21/791 о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2023 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.08.2023 по делу № А38-1995/2021 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
31.10.2023 Марийское УФАС России назначило заседание Комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения вопроса о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Министерства от исполнения указанного контракта.
В ходе заседания Комиссии представителем Общества было пояснено, что проектной документации имелись многочисленные разночтения в части назначения объекта и недостаточных исходных данных для выполнения работ.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России отклоняет доводы
Общества, поскольку приведенные доводы Общества были исследованы
Арбитражным судом Республики Марий Эл по делу № А38-304/2021 и отклонены (постановлением кассационной инстанции от 21.08.2023 решение апелляционной инстанции оставлено без изменения, жалобу Общества без удовлетворения).
Представитель Министерства на заседании Комиссии Марийского УФАС России настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неисполнения указанного контракта Обществом, повлекло нарушение прав заказчика при осуществлении экономической деятельности, связанной с осуществлением полномочий государственного заказчика и исполнением функций социальной защите граждан.
Комиссия Марийского УФАС России с учетом совокупного анализа представленных и имеющихся материалов пришла к следующим выводам.
30.12.2019 между Министерством и Обществом был заключен вышеуказанный контракт.
Согласно пункту 1.2 контракта, конечным результатом выполненных работ по настоящему контракту является проектно-сметная документация, при наличии положительного заключения Государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения достоверности определенной сметной стоимости объекта. При наличии отрицательного заключения государственной экспертизы конечный результат по контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате заказчиком, в том числе и по фактическим понесенным расходам исполнителя.
Срок выполнения работ по контракту: со дня заключения контракта до
01.06.2020. При согласовании с заказчиком исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом (пункт 1.6 контракта).
На момент ранее поданного Заказчиком в 2021 году заявления о включении Общества в РНП, отсутствовало решение суда, в рамках которого впоследствии был установлен и подтвержден факт законности принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, подтвержден факт возможности исполнения Обществом обязательств по указанному контракту.
Принимая решения по вышеуказанным судебным актам, суды пришли к следующим выводам.
В судебных актах указано, что заказчик надлежащим образом исполнил обязательство по передаче исходных данных для задания на проектирование (статья 759 ГК РФ), и у Исполнителя имелась реальная возможность по исполнению принятых на себя обязательств.
Между тем подрядчик свои обязательства по выполнению проектных работ исполнил не надлежащим образом, что подтверждается отрицательным заключением экспертизы проекта. В разделе VI отрицательного заключения сделан итоговый вывод, что проектная документация по объекту «Строительство комплекса зданий для реализации технологий сопровождаемого проживания инвалидов на 32 койко-места» не соответствует заданию на проектирование, сметная стоимость определена недостоверно.
Комиссия Марийского УФАС России также отмечает, что Общество доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме, а также фактов его надлежащего исполнения в дальнейшем, в соответствии с его положениями, на заседание Комиссии представлено не было.
Выполнение работ Подрядчиком не было осуществлено в соответствии с условиями контракта, что указывает на нарушение существенных условий контракта, следовательно, Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Таким образом, исходя из анализа обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу о том, что Подрядчик, действуя заботливо и осмотрительно мог исполнить указанный контракт, а Заказчик получить результат, на который вправе был рассчитывать (имея возможность использовать проектную документацию по назначению).
Указанные обстоятельства были также подтверждены судебными инстанциями.
Согласно частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).
В силу подпункта «а» пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Недобросовестность Общества выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возникающих из требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и условий контракта, что привело к не освоению средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и к невыполнению мероприятия, предусмотренного республиканской адресной инвестиционной программой и федеральным проектом «Старшее поколение», входящим в национальный проект «Демография».
Бездействие Общества по надлежащему исполнению условий контракта повлекло односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Комиссия,
решила:
- Включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания «Электромонтаж» (ИНН 7602039463) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки № 0108200000419000019 на разработку проектно-сметной документации на объект: «Строительство комплекса зданий для реализации технологий сопровождаемого проживания инвалидов на 32 койко-места», сроком на два года.
- Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания «Электромонтаж» считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru.
- Сведения о недобросовестном поставщике исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: