Решение №АБ/716/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 15 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере

закупок по делу № 012/06/106-112/2023

10 февраля 2023 года                                                               г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя – <…> (на основании доверенности от 16.01.2023), в присутствии представителя заказчика – Министерства образования и науки Республики Марий Эл <…> (на основании доверенности от 07.02.2023), рассмотрев жалобу ООО Издательский центр «Мой учебник» от 05.02.2023 на положения извещения электронного аукциона «Шифр: 88-2023-нр5172 Поставка цифровых лабораторий в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://zakupki.gov.ru № 0108200000223000005 от 01.02.2023),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком проводился электронный аукцион «Шифр: 88-2023-нр5172 поставка

цифровых лабораторий в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО Издательский центр «Мой учебник» на положения извещения об осуществлении закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик не использовал имеющиеся в КТРУ позиции, установил несоответствующий ОКПД2 закупаемых товарных позиций, в описании объекта закупки включены дополнительные характеристики, не предусмотренные в КТРУ, которые имеют противоречие с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно извлечение «Мультидатчик оборудован встроенным в корпус жидкокристаллическим емкостным сенсорным экраном. Беспроводной мультидатчик позволяет проводить измерения автономно (отображая получаемые данные на собственном экране) без подключения к компьютеру, ноутбуку и планшетному регистратору. При этом полученные данные сохраняются во внутреннюю память мультидатчика/требования к размеру экрана и не менее 3,2 дюйма (получается 8,1 см) и размеру корпуса мультидатчика куда должен быть встроен экран: (длина менее 131 мм; ширина менее 81 мм; 4 высота менее 31 мм (получается размеров диагонали экрана, даже без учета толщины материала корпуса не может быть более 15,4 см). Минимальная диагональ должна составлять для монитора персонального компьютера и/или ноутбук – не менее 39,6 см, и/или планшета/монитора - 26,6 см». Кроме того, описанию объекта закупки соответствует только одному производителю.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте 01.02.2023 (извещение № 0108200000223000005).

Дата и время окончания подачи заявок: 09.02.2023 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 10.02.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 27 153 279,94 рублей.

Из пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать  описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой

услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно Извещению о проведении закупки, объектом закупки является поставка цифровых лабораторий в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (предметные области – физика, химия, биология, физиология, нейротехнология).

Заказчиком выбран код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

В приложении № 1 к описанию объекта закупки заказчиком указаны функциональные и качественные характеристики товара с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что код ОКПД2

32.99.53.130 применен в соответствии с письмом Министерства Просвещения России от 25.11.2022 № ТВ-2610/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей».

Также пояснено, что в данном случае заказчиком не применялся КТРУ, поскольку позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки (предметные области - физиология, нейротехнология) отсутствуют, в связи чем указывался код такого товара согласно ОКПД2, позиция 26.20.40.190, 26.51.52.130, 26.51.43.119, на которую ссылается Заявитель не отображает технические характеристики цифровых лабораторий, необходимых к поставке, и не позволяет сформулировать в полном объеме требованиям к закупаемому товару.

В силу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Комиссия проанализировав письмо Министерства Просвещения России от 25.11.2022 № ТВ-2610/02 установила, что в приложении № 5 к письму установлен примерный перечень оборудования для центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», в том числе для таких предметных областей, как физика, химия, биология, физиология, нейротехнология. В данном письме указано, что перечень разработан, в том числе на основе кода ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения в части выбора кода ОКПД2.

Как следует из положений Закона о контрактной системе заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

В пункте 4 приложения № 1 к описанию объекта закупки (Цифровая лаборатория по физиологии (профильный уровень) заказчиком установлены требования к беспроводному мультидатчику, в том числе указано, что датчик должен иметь экран не менее 3,2 дюйма.

Из пояснений заказчика следует, что необходимость наличия характеристики мультидатчика цифровой лаборатории по физиологии «Мультидатчик оборудован встроенным в корпус жидкокристаллическим емкостным сенсорным экраном. Беспроводной мультидатчик позволяет проводить измерения автономно (отображая получаемые данные на собственном экране) без подключения к компьютеру, ноутбуку и планшетному регистратору. При этом полученные данные сохраняются во внутреннюю память мультидатчика.» продиктована возможностью организации образовательной деятельности без использования дополнительного оборудования (ноутбука), предусмотренного инфраструктурным листом только для обязательного перечня цифровых лабораторий (по химии, физике, биологии) и расширяет вариативность решения образовательных задач в рамках создаваемых центров «Точка роста».

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки цифровых лабораторий с учетом собственных нужд.

Позиция заявителя со ссылкой на СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», что экран датчика не может быть менее 26,6 см ошибочна, поскольку исходя из указанных санитарных правил минимальная диагональ должна составлять для монитора персонального компьютера и/или ноутбук – не менее 39,6 см, и/или планшета/монитора 26,6 см», в рассматриваемом же случае экран мультидатчика не является экраном компьютера, ноутбука или планшета.

Следовательно, данный довод в данной части является также необоснованным.

Заявитель указывает, что описание объекта закупки осуществлено заказчиком под единственного производителя.

Как указывалось выше, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в описании объекта закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.

С целью проверки довода заявителя о соответствии цифровых лабораторий одному производителю, Комиссией был сделан запрос в адрес производителей о представлении необходимых сведений и информации.

В ответ на запрос ООО ТК «Полюс» сообщило, что Общество является производителем цифровых лабораторий для образовательных учреждений, и изучив технические требования к планируемому к поставке оборудованию, подтвердило готовность произвести и поставить цифровые лаборатории торговой марки «PolusLab», полностью соответствующие опубликованному в рамках указанного аукциона техническому заданию.

ООО «Релеон» в ответ на запрос сообщило о том, что цифровые лаборатории, удовлетворяющие требованиям технических характеристик, будут произведены и поставлены Обществом в полном объеме.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на участие в названном электронном аукционе было подано 3 заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 5%, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении данной закупки.

Таким образом, делая вывод из представленной информации, Комиссия установила, что на рынке существует не менее 2 товаров различных производителей, соответствующих данному требованию заказчика.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО Издательский центр «Мой учебник» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                                                                        

Члены Комиссии:                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны