Решение №АБ/439/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-43/2024

30 января 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16.01.2024 № 3/24 и на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика — ГБУ РМЭ «Безопасный город», уполномоченного органа — Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл при проведении закупки на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения (номер извещения в ЕИС 0108500000423001599 от 06.10.2023)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл из ФАС России поступило обращение АНО «ЦКИТ» (вх. № 9773-ЭП/23 от 29.12.2023) о признаках нарушения законодательства в действиях заказчика — ГБУ РМЭ «Безопасный город», уполномоченного органа — Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл при проведении закупки на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения.

Из обращения следует, что заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований пункта 3 Порядка, утвержденного постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236), осуществляется закупка иностранного программного обеспечения (далее ПО).

Заявитель считает, что размещенное обоснование не позволяет однозначно говорить о том, что ПО, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, является неконкурентоспособным по сравнению с закупаемым ПО.

Марийским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении заказчика, уполномоченного органа.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

06.10.2023 уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0108500000423001599 на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения.

В рамках проведения проверки установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано следующее:

начальная (максимальная) цена контракта: 355 422,99 рублей; дата и время начала срока подачи заявок: 06.10.2023 16:31 (МСК); дата и время окончания срока подачи заявок: 16.10.2023 08:00 (МСК); дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о

сумме цен единиц товара, работы, услуги: 16.10.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18.10.2023.

Ограничения и запреты: запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (0108500000423001599) от 17.10.2023 следует, что на участие в закупке подано 8 заявок, все заявки рассмотрены комиссией по осуществлению закупок, 7 заявок признаны соответствующими требованиям извещения, одна заявка отклонена на основании подпункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

По результатам закупки 30.10.2023 между ГБУ РМЭ «Безопасный город» и ИП Ивановым Николаем Викторовичем заключен контракт № 18-ЭА/23 на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения (реестровый номер контракта в ЕИС 2121517774723000024). Цена контракта: 28 434,75 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением № 1236, обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом «а» или «б» пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Порядка).

Из пунктов 5, 6 Порядка следует, что обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Установлено, что приложением № 5 к извещению об осуществлению закупки является обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Обоснование) на основании подпункта «б» пункта 2 Постановления №1236.

Из обоснования следует, что ПО, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.

Так, в обосновании указаны функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО, являющегося объектом закупки, а также указаны  функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, по которым ПО, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки, в том числе указано о наличии совместимости поставляемой конфигурации операционной системы с программным комплексом ITV «Интеллект», в точном соответствии с требованиями производителя вышеперечисленного ПО к операционным системам (п. 1.10).

Предметом закупки является «оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения».

Заказчиком представлены письменные пояснения, из которых следует, что целью закупки являлось поддержание работоспособности серверного оборудования правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Действующая вышеуказанная система видеонаблюдения правоохранительного сегмента  построена на базе отечественного программного обеспечения «Интеллект» (запись в реестре отечественного программного обеспечения № 488 от 18.12.2022).

На сегодняшний день данное программное обеспечение работает только под управлением операционных систем Windows.

В целях проверки данной информации Марийским УФАС России в адрес производителя ПО «Интеллект» ООО «Ай Ти Ви групп» направлен запрос о предоставлении сведений.

Согласно ответу, представленному ООО «Ай Ти Ви групп», ПО «Интеллект» работает исключительно на операционной системе Windows.

Таким образом, ПО, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, не совместимы с ПО «Интеллект», на базе которого построен правоохранительный сегмент видеонаблюдения АПК «Безопасный город», следовательно, является неконкурентоспособным.

Комиссия Марийского УФАС России в рассматриваемом случае не усматривает нарушений пункта 3 Постановления № 1236.

Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

В действиях заказчика — ГБУ РМЭ «Безопасный город», уполномоченного органа — Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл при проведении закупки на оказание услуги по предоставлению неисключительных прав (лицензий) использования серверной операционной системы Microsoft Windows Server Standard 2019 для обеспечения работоспособности серверов системы видеонаблюдения (номер извещения в ЕИС 0108500000423001599 от 06.10.2023) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 №44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не установлено.

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

                                                                                                                                                                                    

Члены комиссии:

                                                                                                                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны