Решение №АБ/5190/23 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-889/2023 от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу РНП № 012/06/104-889/2023

03 октября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителя заказчика – ГБУ РМЭ «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» – <…> (доверенность от 16.05.2023); при участии посредством видеоконференцсвязи представителя подрядчика – ИП Т. – <…> (доверенность от 17.05.2023); рассмотрев заявление заказчика от 26.09.2023 о включении ИП Т. (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0308300016523000016 от 30.01.2023),

УСТАНОВИЛА:

Заказчик — ГБУ РМЭ «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Т. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений установила следующее.

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории.

Извещение № 0308300016523000016 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 30.01.2023.

По результатам вышеуказанного электронного аукциона 21.02.2023 между ГБУ РМЭ «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» и ИП Т. заключен контракт № 16 на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории. Цена контракта 286 722,76 рублей (реестровый номер контракта в ЕИС 2121503817223000047) (далее — контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории (далее – медицинские изделия) в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к Контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленные медицинские изделия.

Согласно пункту 5.1 контракта поставка осуществляется силами и за счет средств поставщика в течение 2023 года отдельными партиями по предварительным заявкам медицинской организации не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня подачи заявки с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр. Гагарина, д.15, кабинет 13.

Установлено, что в рамках исполнения контракта заказчиком в адрес поставщика направлялись заявки на поставку товара, в том числе заявки от 15.05.2023, 24.05.2023, по указанным заявкам товар поставлен частично на сумму 226 825, 88 рублей, что подтверждается документами о приемке товара (счет-фактура № 10 от 13.04.2023, № 46 от 07.06.2023, № 61 от 22.06.2023), не поставлен товар: D-димер ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) в количестве 8 наборов.

08.08.2023 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия, согласно которой заказчик требует поставить товар - D-димер ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) в количестве 8 наборов в течение 10 рабочих дней с момента размещения претензии в ЕИС.

Ответ на претензию от поставщика не последовал, в установленный срок товар не был поставлен.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.4 контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона.

В связи с ненадлежащим исполнением ИП Т. своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком 13.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение размещено в ЕИС 13.09.2023.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС 13.09.2023, соответственно получено поставщиком 13.09.2023, вступило в силу 24.09.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу подпункта «а» пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

ИП Т. представлены письменные пояснения, согласно которым ИП Т. произвел поставку большей части товара, просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

Представитель ИП Т. на заседании Комиссии пояснил, что ИП Т. пытался приобрести товар D-димер ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) у ООО ТД «АДАМАНТ» для последующей поставки заказчику, однако от ООО ТД «АДАМАНТ» последовал отказ.

ИП Т. осуществил поставку товара на общую сумму 226 825, 88 рублей при цене контракт - 286 722,76 рублей, что составляет 79 % от объема поставки по контракту.

Товар был поставлен по всем позициям за исключением позиции D-димер ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) в количестве 8 наборов.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд.

Ни Закон о контрактной системе, ни Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе, антимонопольный орган при принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения ИП Т. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применительно к особенностям фактических обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела, однако Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

При рассмотрении настоящего обращения представитель заказчика на включении сведений об ИП Т. в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, однако пояснил, что у медицинской организации была необходимость в использовании непоставленного товара D-димер ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА).

Из изложенного следует, что медицинская организация не могла осуществлять свою деятельность в полном объеме, в связи с этим, в действиях ИП Т. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Сведения в отношении ИП Т. (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении ИП Т. к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

                                                                                                                                                                                                     

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны