Постановление б/н 012/04/14.3-109/2019 от 17 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

по делу № 012/04/14.3-109/2019 об

административном правонарушении

«17» мая 2019 года г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России), рассмотрев протокол от «05» апреля 2019 года и материалы дела № 012/04/14.3-109/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении П. по факту распространения рекламы «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии лица, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

УстановилА:

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/14.3-109/2019 в отношении П. по факту нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России (…) в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении.

Копия протокола № 012/04/14.3-109/2019 об административном правонарушении от 05.04.2019 (исх. № 03-21/2123) с указанием даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении направлена по адресу места регистрации П.

В связи с отсутствием надлежащего извещения П., определением от 19.04.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 17.05.2019 в 13 час. 30 мин. Копия определения от 19.04.2019 (исх. № 03-21/2486) направлена по адресу места регистрации П., а также по адресу места осуществления деятельности. Кроме того, по адресу места регистрации 13.05.2019 лица направлена телеграмма с указание даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 012/04/14.3-109/2019 об административном правонарушении лицо, участвующее в деле надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России из прокуратуры Советского района поступили материалы (вх. № 11924 от 08.11.2018) в отношении рекламы ООО «МКК ФИНАНС», размещенной на сайте https://rayon12.ru/, которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/01-2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 18.02.2019 по делу №03-21/01-2019 реклама «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера признана ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!», размещенная на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является организация ООО МКК «Финанс», а также услуги данной организации по выдаче займов, в том числе акция «Новичкам везет!», ипотечные займы на покупку и строительство жилья.

В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие выдачи займов от 12% по акции «Новичкам везет!», тогда как остальной текст выполнен в нечитаемом виде.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

Вместе с тем, Правилами проведения акции «Новичкам везет» (далее – Правила акции), утвержденными приказом директора ООО «МКК Финанс» № 14 от 13.08.2018, установлено следующее.

Пунктом 3.1 Правил акции установлен общий срок проведения акции: с 15 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года. При этом участниками акции могут стать физические лица, оформляющие договор потребительского займа в ООО «МКК Финанс» впервые (п. 4.1 Правил акции), требования к заемщикам содержатся в правилах выдачи микрозаймов (далее – Правила выдачи микрозаймов), утвержденных общим собранием участников ООО «МКК Финанс» от 30.06.2017 (пункт 4.2 Правил акции).

Согласно главе 2 Правил выдачи микрозаймов заемщиком может стать физическое лицо, достигшее возраста 20 лет (в отдельных случаях, по решению директора – 18 лет), не старше предельного возраста заемщика (мужчины – 70 лет, женщины – 78 лет), не имеющим не снятую или не погашенную судимость и т.д. (пункт 2.4 Правил выдачи микрозаймов).

Для того, чтобы стать участником акции необходимо в период проведения акции заключить договор потребительского займа на сумму от 2 000 рублей до 500 000 рублей, сроком от 2 до 24 месяцев (пункт 5.1 Правил акции). При этом, льготная процентная ставка 12% годовых устанавливается на первый месяц пользования займов, со второго месяца пользования займом устанавливается ставка в соответствии со стандартами выдачи займов (от 42% до 84% годовых), в зависимости от суммы, срока займа, доходов, кредитной истории.

В рассматриваемой рекламе указано на возможность получения займа от 12%, при этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка», однако, уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена размытым нечитаемым шрифтом).

Из анализа содержания рекламы и правил проведения акции «Новичкам везет» следует, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют необходимые в соответствии с требованиями законодательства о рекламе сведения о минимальном и максимальном размере суммы займа от 12%, сроках займа, а также отсутствует информация об условиях предоставления займов по акции «Новичкам везет», которые непосредственно влияют на условия участия в рассматриваемой акции и вводят в заблуждение потребителей рекламы.

Так, отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «Займы от 12%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий – возможности предоставления займов от 12%, что содержит нарушает части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям ООО «МКК Финанс» и представленным документам (№ 12.18/62 от 05.12.2018) общество подавало заявку на размещение рекламы в рекламно-информационном издании «Районная реклама». Между ООО «МКК Финанс» и ИП П. (редактор издания) заключен договор от 10.10.2018 об оказании рекламных услуг. В соответствии с приложением № 1 к указанному договору согласован макет выхода рекламы «Ипотечные займы на покупку и строительство жилья» и «Займы от 12% Акция Новичкам везет!». указанные макеты согласованы в читаемом виде и содержат существенные условия предоставления займов по указанной акции.

Как следует из пояснений ООО «МКК Финанс», указанные макеты переданы ИП П. только для размещения данной рекламы в рекламно-информационном издании «Районная реклама» в выходах № 9 (424) от 12.10.2018, № 10 (426) от 12.11.2018, № 11 (427) от 10.12.2018.

Также, обществом представлена переписка с владельцем сайта https://rayon12.ru/ П. по вопросу размещения рассматриваемых макетов рекламы с нечитаемым форматом мелкого шрифта, которым выполнены пояснения под знаком «звездочка». В ответ на требование о прекращении распространения данной рекламы на рассматриваемом сайте в связи с отсутствием согласования макетов рекламы и договора на размещение рекламы на сайте П. сообщил, что разместил указанную рекламу по собственной инициативе.

Указанное также подтверждается пояснениями П., представленными в Марийское УФАС России письмом (вх. № 93 от 09.01.2019).

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем является П.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

При этом частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Сведения, необходимые для размещения в соответствии с частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, не были указаны вследствие ненадлежащего исполнения рекламопроизводителем П. обязанностей по надлежащему производству рекламы.

Ответственность за нарушение требований статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что П. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина П. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 01.11.2018- 10.12.2018: период с момента обнаружения рекламы «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ до окончания периода ее размещения в соответствии с условиями заключенного договора об оказании рекламных услуг.

Состав административного правонарушения, совершенного П., образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — размещение рекламы «Займы от 12%* Акция Новичкам везет!» на сайте https://rayon12.ru/ в виде динамического баннера с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – П.;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у П. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения П.

Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное П. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное П. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ходе рассмотрения дела обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ также не установлены.

Таким образом, должностное лицо, считает возможным назначить П. административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 2 000 (двух тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановила:

Привлечь П. к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787 КПП 121501001 ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя - Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810922020016001,

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16100500000000085008

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 данного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя –

начальник отдела

Связанные организации

Связанные организации не указаны