Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 012/04/9.21-705/2... от 15 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/9.21-705/2019

об административном правонарушении

 

«22» ноября 2019 года                                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 012/04/9.21-705/2019 от 13.11.2019 и материалы административного дела № 012/04/9.21-705/2019, возбужденного в отношении должностного лица СНТ «Гигант» - председателя товарищества С. (ИНН 121502374960) по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившихся в препятствовании перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения на улице Железнодорожная на территории СНТ «Гигант», Медведевский район, Республика Марий Эл, в присутствии С., а также защитника С.  (заявлено устное ходатайство),

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/9.21-705/2019 в отношении председателя СНТ «Гигант» С.  по факту нарушения пункта 6 Правил № 861, выразившегося в ограничении перетока электрической энергии на объекты энергоснабжения на улице Железнодорожная на территории СНТ «Гигант», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Уведомление о составлении протокола от 25.10.2019 № 03-07/6878 направлено по адресу места регистрации лица и получено им 29.10.2019.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/9.21-705/2019 от             13.11.2019 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России  в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии председателя товарищества С.

Копия протокола № 012/04/9.21-705/2019 направлена по адресу места регистрации С., и получена им 21.11.2019, что подтверждается сведениями сайта отслеживания почтовых отправлений Почты России.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 012/04/9.21-705/2019 об административном правонарушении лицо, участвующее в деле, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России поступило обращение (вх. № 5759 от 29.05.2019) на действия СНТ «Гигант» по ограничению поставки электрической энергии по улице Железнодорожная. 

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно договору энергоснабжения № 6092 от 29.12.2012, заключенному между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (ранее – ООО «Мариэнергосбыт») и СНТ «Гигант», и приложению № 2 к указанному договору точками поставки являются: Медведевский р-н, СНТ «Гигант» КТП-1 (РУ-0,4 кВ), КТП-2 (РУ-0,4 кВ), КТП-3 (РУ- 0,4 кВ).

СНТ «Гигант» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (Медведевский р-н, СНТ «Гигант» КТП-1 (РУ-0,4 кВ), КТП-2 (РУ-0,4 кВ), КТП-3 (РУ- 0,4 кВ)), с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения объектов садоводческого товарищества.

Согласно данному договору гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Товарищество обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Таким образом, на всех членов Товарищества, в том числе и на объекты, расположенные по улице Железнодорожная на территории Товарищества, была выделена определенная электрическая мощность и они подключены к электрической сети путем опосредованного присоединения через сети Товарищества, обеспечивающих электроснабжение всех объектов данного Товарищества.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

Согласно договору энергоснабжения № 6092 от 29.12.2012, заключенному между   ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (ранее – ООО «Мариэнергосбыт») и СНТ «Гигант», право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю принадлежит гарантирующему поставщику в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Как следует из протокола № 2 собрания членов правления СНТ «Гигант» от 01.06.2019, а также из акта от 25.05.2019 об отключении электроэнергии, 02.05.2019 из-за короткого замыкания на ВЛ-0,23кВ (отключение автоматического выключателя, реагирующего на возникновение токов короткого замыкания, защищающего силовой трансформатор) обесточено 4 квартала (№32, 39, 33, 40), частично обесточены кварталы № 41, 43. Короткое замыкание произошло из-за аварийного состояния участка ВЛ-0,23 кВ, находящегося в квартале № 40 по ул. Железнодорожная товарищества. Так как данный участок ВЛ-0,23 кВ построен хозяйственным способом и не находится на балансе и в собственности СНТ «Гигант», то товарищество не несет ответственности за них.

Из указанных документов следует, что СНТ «Гигант» отказывается осуществлять ремонт указанных объектов электросетевого хозяйства и возлагает ответственность по ремонту и содержанию на собственников земельных участков, расположенных в товариществе.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого товарищества.

Рассматриваемые опоры линий электропередачи являются составной частью объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется переток электрической энергии до объектов электроснабжения товарищества, следовательно, СНТ «Гигант» обязано надлежащим образом содержать рассматриваемые линии электропередач в целях недопущения ограничения перетока электрической энергии.

  Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

  Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 далее — Правила № 442).

  Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 442 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Пунктом 40 Правил № 442 установлено, что в случае необходимости аварийного ограничения графики аварийного ограничения вводятся в действие соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем выдачи диспетчерских команд и (или) распоряжений.

Диспетчерские распоряжения о введении в действие графиков ограничения режима потребления передаются соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в сетевые организации в порядке и в сроки, предусмотренные правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики. Сетевая организация в свою очередь доводит информацию о введении в действие графиков ограничения режима потребления до субъектов электроэнергетики, указанных в пункте 42 настоящих Правил, и потребителей.

При введении графиков аварийного ограничения потребители могут быть ограничены (отключены) сетевой организацией в подаче электрической энергии до величины аварийной брони.

  СНТ «Гигант» не является сетевой организацией в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, СНТ «Гигант» не наделено полномочиями прекращать энергоснабжение объектов, расположенных в товариществе. Так, товарищество обязано было сообщить об аварийной ситуации сетевую организацию либо гарантирующего поставщика для ограничения перетока электрической энергии, а также обеспечить переток электрической энергии средствами резервного источника электроснабжения.

Также СНТ «Гигант» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети кооператива.

  В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании вышеизложенного следует, что действия СНТ «Гигант», выразившиеся в ограничении 02.05.2019 электроснабжения объектов товарищества, осуществлены с нарушением предусмотренных законодательством процедур для прекращения подачи энергии и данные действия не возложены на Товарищество, что противоречит требованиям пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

С.  является председателем СНТ «Гигант», а, следовательно, на него возложена обязанность по соблюдению требований части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: СНТ «Гигант», Медведевский р-н, РМЭ.

Время совершения административного правонарушения: май 2019 года.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного С., образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

- объективная сторона — нарушение С. пункта 6 Правил № 861, что привело к ограничению перетока электрической энергии на объектах товарищества;

- субъект правонарушения – С.;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у С.  имелась возможность соблюдения Правил № 861, но товариществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения С.  Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия С. по ненадлежащему содержанию электросетей, ограничению электроэнергии к объектам энергоснабжения на улице Железнодорожная на территории СНТ «Гигант», а также предъявлению требований по оплате монтажа столбов для возобновления электроснабжения, что препятствовало перетоку электроснабжения объектов существенно нарушают Правила № 861 и свидетельствуют о пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Совершенное С. правонарушение посягает на установленный и охраняемый нормативными актами порядок недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное С. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), не выявлено.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить С. административное наказание в виде минимального размера штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в сумме 10 000 (десяти тысяч) рублей. Основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановила:

 

Привлечь С.  к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001

счет получателя 40101810922020016001 

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

УИН 16100500000000326846

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны