Протокол, выписка из протокола №НЖ/541/23 Протокол ИП В. от 7 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРОТОКОЛ №012/04/14.3.1-84/2023
об административном правонарушении
«07» февраля 2023 года г. Йошкар – Ола
Протокол составлен главным государственным инспектором отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП В. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, адрес регистрации <...>) по факту нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122 «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь» (решение по делу № 012/05/7-704/2022 от 02.11.2022).
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.
Время совершения административного правонарушения: с 24.11.2022- дата фиксации размещения рекламы в г.Йошкар-Ола по 12.12.2022 (до прекращения распространения рекламы).
Событие административного правонарушения выразилось в следующем.
Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 24.11.2022, 26.11.2022 установлен факт размещения наружной рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122 «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь» следующего содержания: Марийским УФАС России в отношении ИП В. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) возбуждено дело № 012/05/7- 868/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения наружной рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122 «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь».
Марийским УФАС России в отношении ИП В. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) возбуждено дело № 012/05/7- 868/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения наружной рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122 «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь».
Решением Комиссии Марийского УФАС России по делу № 012/05/7-704/2022 от 02.11.2022 реклама «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь» по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122 признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Размещенная текстовая информации: «Жидкости для электронных испарителей Одноразовые электронные испарители Табак и уголь» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже табака, электронных испарителей и курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются жидкости для электронных испарителей, одноразовые электронные испарители, табак, уголь.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции. Электронные испарители (числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, и пришли к обоснованному выводу о том, что электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.
Под «табаком» понимается растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum и Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья, «табак для кальяна» - вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов, «табачная продукция» - табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку, «табачное изделие» - продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частейтабачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 №107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (вместе с «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию»).
Таким образом, рассматриваемая реклама представляет собой рекламу электронных испарителей, жидкостей для курения, табака, курительных принадлежностей.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Деятельность в магазине по адресу: РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул.Первомайская, 122, осуществляет ИП В. (акты осмотра от 24.11.2022, 26.11.2022, чек о приобретении товара от 26.11.2022), являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы
Ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе установлена частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Также ответственность за нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ИП В. при размещении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии ИП В., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола (в адрес ИП В. 26.01.2023 направлено уведомление о составлении протокола исх. №ОЕ/321/23, указанное отправление получено 06.02.2023.
Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 17 февраля 2023 года в 10 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.
С протоколом ознакомлен(а),
права и обязанности разъяснены.
Даю согласие на
обработку персональных данных. _________________________
(ФИО, подпись лица, привлекаемого
к административной ответственности)
<...>
(Ф.И.О. составившего протокол)
___________________2023 г. ______________
(подпись)
Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:
(ФИО лица, получившего протокол)
« »_____________2023 г. _______________________(подпись)
Также сообщаем, что вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа через программу «True Conf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/9763216880.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.