Определение б/н определение от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
-
-
- возбуждении дела № 012/05/5-205/2021
- по признакам нарушения законодательства о рекламе
-
«11» марта 2021 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламных листовок на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе поступившего обращения гражданина (№ 37-Н от 25.02.2021) выявлено распространение листовок, следующего содержания:
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в рассматриваемом извещении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05 апреля 2007 года исх. № АЦ/4624).
Согласно пункту 2 статьи 3 объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией - «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства».
Из имеющихся у Марийского УФАС России сведений следует, что абонентский номер (ХХХ) принадлежит ИП К.
На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (ХХХ), указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит ПАО «Мобильные ТелеСистемы». Общество указало, что по данному абонентскому номеру заключен договор на оказание услуг связи между Обществом и ИП К.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Согласно Постановлению Пленума, ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «предупреждение о проверке счетчика», «истек срок проверки водосчетчика…», «вам необходимо вызвать контролера в срок до…», «в случае невыполнения предписания до истечения срока проверки водомера, начисления по вашему адресу будут осуществляться по норме, приведенной в таблице…» «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Единой информационной службы Жилищно-коммунального хозяйства» (г. Йошкар-Ола).
Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде «персонального извещения» со штрих-кодом может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «Центра Метрологии ЖКХ».
Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Центр метрологии ЖКХ» для соблюдения требований действующего законодательства.
В рассматриваемых рекламных листовках указано, что проверку необходимо осуществить в срок до 05.03.2021. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.
Таким образом, рекламных листовках усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП К., хозяйствующих субъектов с наименованием «Центр метрологии ЖКХ» (г. Йошкар-Ола) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.
Кроме того, наименование «Центр метрологии ЖКХ» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Центр метрологии ЖКХ» является некой муниципальной организацией, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.
Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является «Центром метрологии ЖКХ» неопределенному кругу лиц, ИП Калачев И.Д. неправомерно привлекает внимание потребителей на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, что тем самым создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.
Более того, включение в название «Центр метрологии ЖКХ» слова «Центр» создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.
Следовательно, применение в рассматриваемой рекламе названия «Центр метрологии ЖКХ» является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку единой информационной службы жилищно-коммунального хозяйства в городе Йошкар-Ола не существует.
Таким образом, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что содержит признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, которые являются достаточными для возбуждения дела.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 012/05/5-205/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 012/05/5-205/2021 к рассмотрению на 30 марта 2021 года в 09 часов 30 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
3. Признать лицом, в действиях которых содержатся признаки нарушения: ИП К.
4. Привлечь в качестве заявителя: Н.;
5. ИП К. в срок до 26 марта 2021 года представить письменные пояснения, в которых:
1) указать, считает ли индивидуальный предприниматель, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей и противоречит требованиям пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Представить мотивированную позицию;
2) с какой целью распространяются данные листовки? Представить мотивированную позицию;
3) информацию о том, на какой территории распространялись указанные листовки;
4) информацию о «Центре метрологии ЖКХ» (учредительные документы, договоры);
5) копию заявок на изготовление/размещение рассматриваемой рекламной информации;
6) иные документы и материалы, имеющие значения для полного и всестороннего изучения данного вопроса.
6. Явка лиц, участвующих в деле (либо их представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями), является правом, а не обязанностью.
7. Предложить лицам представить иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.
Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.
В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.
Дополнительно сообщаем, что пропуск в здание ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).
В связи с чем возможность участия в рассмотрении дела № 012/05/5-205/2021 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/4131289661.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 29 марта 2021 года до 17:00.
Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л., расписка о согласии.
Заместитель руководителя–
начальник отдела