Решение №012/06/99-684/2019 Решение от 19 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-684/2019

19 ноября 2019 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Заместитель председателя Комиссии –– заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

провела внеплановую проверку в отношении администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» при проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на объекте «Автомобильная дорога Подъезд к д. Лужала Сернурского района» (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер <...> от 26.07.2019),

установила:

В связи с поступившей информацией о признаках нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка.

Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что внеплановая проверка осуществляется в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В результате внеплановой проверки, оценки представленных материалов установлено следующее.

Администрацией муниципального образования «Сернурский муниципальный район» (далее – администрация МО «Сернурский МР») проводился электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на объекте «Автомобильная дорога Подъезд к д. Лужала Сернурского района» (номер извещения 0108300013519000012 от 26.07.2019).

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация размещены на сайте 26.07.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта 10 835 904,00 рублей.

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 05.08.2019 10:00.

Дата проведения электронного аукциона 05.08.2019.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.

Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим соответствие участника закупки данному требованию, в соответствии с нормами ГрК РФ, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В пункте 1.13.2 аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в проводимом электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе выписку из реестра членов саморегулируемой организации или копию такой выписки, выданной не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие
в аукционе.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации неправомерно, в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 55.17 ГрК РФ, установлены требования относительно срока действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

2. По смыслу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 указанного закона.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В соответствии с пунктами 11.3, 19.4 аукционной документации заказчиком установлены требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, а также обеспечение гарантийных обязательств в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта – 541 795,20 рублей.

Проект контракта также содержит сведения о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств (пункты 14.1, 16.1).

В аукционной документации, а также проекте контракта заказчиком также установлены требования обеспечения исполнения контракта, в том числе порядок предоставления такого обеспечения, способы обеспечения исполнения контракта, а также размер обеспечения.

Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение положений части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, не содержит требований обеспечения гарантийных обязательств, а также не содержит сведений о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к обеспечению.

3. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного закона, или копии этих документов.

Согласно положениям аукционной документации заявка на участие в проводимом электронном аукционе (ее вторая часть) должна содержать в том числе выписку из реестра членов саморегулируемой организации или копию такой выписки, выданной не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (пункт 1.13.2 аукционной документации).

В соответствии с представленными в материалы дела документальными доказательствами на участие в проводимом электронном аукционе подана единственная заявка ООО «РусТрэйд».

Согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

В силу пункта 1, подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 указанного закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 указанного закона; аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям названного закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.

Указанный протокол должен содержать в том числе решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0108300013519000012-1 от 05.08.2019 аукционной комиссией заказчика принято решение о признании заявки ООО «РусТрэйд» соответствующей требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, Комиссией Марийского УФАС России при изучении заявки ООО «РусТрэйд» установлено, что в составе заявки указанного участника аукциона отсутствовала выписка из реестра членов саморегулируемой организации или копия такой выписки.

Более того, в составе заявки обществом представлено гарантийное письмо от 30.07.2019, в соответствии с которым обществом готовится пакет документов для вступления в Ассоциацию Саморегулируемая организация «Гильдия строителей Республики Марий Эл», в связи с чем общество обязуется предоставить выписку из реестра членов саморегулируемых организаций по факту ее получения.

Представленное в составе заявки гарантийное письмо свидетельствует о том, что на момент подачи заявки ООО «РесТрэйд» не является членом саморегулируемой организации, а также не может представить выписку из реестра либо ее копию.

Таким образом, аукционной комиссией заказчика неправомерно, в нарушение подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, принято решение о признании единственной заявки ООО «РусТрэйд» на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям закона, а также аукционной документации.

Кроме того, согласно сведениям из единого реестра членов СРО, опубликованного на официальном сайте http://reestr.nostroy.ru/reestr, а также сведениям из реестра, опубликованного на официальном сайте Ассоциации Саморегулируемая организация «Гильдия строителей Республики Марий Эл» по адресу https://gsrme.ru/reestr/, на дату проведения внеплановой проверки ООО «РусТрэйд» (ИНН 1215158617) не является членом саморегулируемой организации.

4. 16.08.2019 между заказчиком и ООО «РусТрэйд» заключен муниципальный контракт № 0108300013519000012 на выполнение работ по строительству объекта «Автомобильная дорога подъезд к д. Лужала Сернурского района» (далее - контракт).

Из части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с указанным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 указанного закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Согласно части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Так, согласно пункту 3.2 контракта окончание выполнения работ подрядчиком – 31.10.2019.

Согласно пункту 6.1 контракта приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно в пределах объемов работ, указанных в техническом задании (приложение № 1 к контракту).

Приложением № 3 к заключенному контракту является календарный график выполнения работ, в котором содержатся конкретные сроки выполнения определенных видов работ по контракту в августе, сентябре, октябре 2019 года.

В соответствии с пунктом 4.2.1 контракта заказчик вправе требовать от подрядчика своевременного выполнения работ, в соответствии с условиями контракта, и предоставления любого рода информации, касающейся выполнения обязательств по настоящему контракту.

Из пункта 4.2.5 контракта следует, что заказчик вправе составлять предписания (не противоречащие условиям технического задания) в случае выявления недостатков и нарушений подрядчиком обязательств, с указанием вида недостатков, срока их устранения и передавать подрядчику для исполнения. Производить запись в общий журнал производства работ согласно Требований к порядку ведения исполнительной документации (Приложение № 5 к настоящему контракту).

Пунктом 4.2.7 контракта предусмотрено, что заказчик вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу пункта 5.1.2 подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) и календарным графиком производства работ (Приложение № 3 к контракту), а также сдать работы заказчику в состоянии, соответствующем требованиям и условиям контракта.

Разделом 6 контракта предусмотрено, что сроки окончания выполнения отдельных видов работ определяются в соответствии с календарным графиком производства работ (Приложение № 3 к контракту). Подрядчик предъявляет заказчику для приемки выполненные работы и предоставляет акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по стоимости, определенной согласно п. 7.2 контракта, исполнительную документацию, подтверждающую качество принимаемых работ, и необходимые документы, оформленные в соответствии с п. 5.1.23 Контракта, подтверждающие качество материалов, используемых при выполнении работ.

Согласно размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информации, а также представленным в материалы дела документальным доказательствам приемка выполненных подрядчиком работ не осуществлена (в том числе в сроки, предусмотренные пунктом 6.1 контракта).

Кроме того, заказчиком представлено письмо организации, осуществляющей строительный контроль на объекте (ГКУ РМЭ «Марийскавтодор»), от 11.11.2019 № 3826, в соответствии с которым в рамках выездной проверки на объекте 08.11.2019 совместно с представителями заказчика, подрядчика, а также проектной организации проводилась приемка работ, в ходе которой выявлены нарушения, а также отставание от календарного графика по выполнению некоторых видов работ. В случае невозможности исправления выявленных нарушений предложено исключить объемы работ с изменением (уменьшением) цены контракта.

Пунктом 8.1 контракта, предусмотрено, что стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.5.1 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных пунктом 5.1 контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа в денежном выражении составляет 541 795 (пятьсот сорок одну тысячу семьсот девяносто пять) рублей 20 копеек.

Следовательно, по условиям контракта заказчик обязан был принять меры ответственности к подрядчику за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, однако, документов, свидетельствующих о принятии таких мер, заказчиком в материалы дела не представлено. На официальном сайте сведения о принятии подобных мер также отсутствуют.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Поскольку контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта входит в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Комиссия считает необходимым передать материалы дела в Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл для рассмотрения вопроса принятия мер реагирования в части не составления сторонами по контракту документов о приемке выполненных работ и бездействия заказчика при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Иных нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, единой комиссии заказчика при проведении указанной закупки в настоящее время не установлено.

Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок в том числе вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая вышеизложенное, а также, что работы по контракту не приняты, в том числе не приняты меры ответственности за несоблюдение подрядчиком условий контракта, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписания об устранения нарушений действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 94, части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Признать в действиях аукционной комиссии администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» нарушение подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела в Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл для принятия мер реагирования.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны