Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №012/05/28-287/2022 по призна... от 15 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела №012/05/28-287/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«15» апреля 2022 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+» в марте 2022 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в марте 2022 года установлен факт распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с условиями предоставления финансовой услуги Альфа – счет действует процентная ставка 20% (с учетом приветственной надбавки) действует в первые 1-2 месяца предоставления услуги, в последующие месяцы при покупках по картам от 10000 рублей и от 100 000 рублей (для клиентов с пакетами услуг А-клуб) 12%, процентная ставка без покупок составляет 4-4,5%. При этом приветственная надбавка действует на сумму остатка до 1,5 млн. рублей (до 10 млн рублей для клиентов с пакетом услуг «Премиум»/ «Максимум», до 30 млн. рублей для клиентов с пакетом услуг «А-клуб»).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на выбор потребителя, такие как процентные ставки в зависимости от сроков и суммы, иные условия предоставления финансовой услуги, не приводятся..

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка 20%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе приводится информация об использовании мобильного приложения, сопровождаемая словосочетаниями «в лучшем мобильном приложении».

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучшем мобильном приложении» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Марийским УФАС России установлено, что реклама распространялась по заказу АО «Альфа Банк».

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу №012/05/28-287/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело №012/05/28-287/2022 к рассмотрению на 13 мая 2022 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения:

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения:

- АО «Альфа Банк» (<…>)

4. АО «Альфа Банк» в срок до 06 мая 2022 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  1. признает ли общество признаки нарушения законодательства о рекламе, установленные в соответствии с настоящим определением?
  2. копию договора, в соответствии с которым осуществлялось размещение рекламы на радио;
  3. сведения о сроках размещения рекламы;
  4. информацию об исполнении договора в части размещения рассматриваемой рекламы на радио (подписанные акты выполненных работ, платежные документы – в случае наличия);
  5. указать период распространения рассматриваемой рекламы;
  6.   иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Сообщаем, что возможность участия в заседании комиссии будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/0102326610).

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 06 мая 2022 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны