Решение №012/01/15-513/2021 факт нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №... от 7 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл
425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Советская, д. 29
Электронная почта: admrvolzsk@mail.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 012/01/15-513/2021
г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть объявлена 24 августа 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Бастракова А.В. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Председатель Комиссии;
Зотина Г.Е. – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;
Абдуллаевой Ю.А. – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России,
рассмотрев дело № 012/01/15-513/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 08.06.2021 № 60 в отношении ответчика возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением от 08.06.2021 настоящее дело назначено к рассмотрению на 29.06.2021.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился, надлежаще извещен, учитывая изложенное считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
29.06.2021 Комиссией в соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела, в котором Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ответчика нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего.
В рамках рассмотрения обращения директора ООО «Основание» от 05.11.2020 было установлено, что в администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее - Администрация) поступило заявление главы КФХ Хайруллина Рустама Гадыльевича от 26.05.2020 № 9/05/2019 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., разрешенное использование: для с/х назначения в аренду на 49 лет.
Установлено, что Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации (ИНН: 1201001310) на указанное заявление направлен ответ от 29.06.2020 исх. № 22, согласно которому принято решение о проведении аукциона по данному земельному участку.
Частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Однако установлено, что на 02.02.2021 торги по данному земельному участку не проведены.
Бездействие Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации по проведению торгов по данному земельному участку нарушает права заявителей, подавших заявления о предоставлении земельных участков, а также неограниченного круга лиц, которые заинтересованы в предоставлении данного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов либо бездействия.
Таким образом, в действиях Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации усматривались признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается органу местного самоуправления в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
02.02.2021 Марийским УФАС России Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации надлежало прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем исполнения возложенной частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ обязанности по проведению аукциона в течение двадцати дней с момента получения настоящего предупреждения.
02.04.2021 (исх. № 1115) в адрес Марийского УФАС России поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения в связи с длительностью процесса организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В письме указывалось, что аукцион планируется объявить до 30.04.2021, 20.03.2021 администрацией Волжского района с ИП Нигамедзяновым А.А. заключен договор № б/н на оценочные работы, срок сдачи отчета об оценке до 10.04.2021, также указывается, что подготовка аукционной документации завершится к 26.04.2021.
Письмом от 06.04.2021 сроки исполнения предупреждения были продлены до 30.04.2021 включительно.
В рамках контроля за исполнением выданного предупреждения было установлено, что 20.03.2021 Администрацией с ИП Нигамедзяновым А.А. заключен договор на оценочные работы по земельному участку с кадастровым номером 12:15:1105001:39, срок сдачи отчета 10.04.2021.
10.04.2021 Администрацией приняты отчет № 159К/04/2021 об оценке рыночной стоимости права пользования (величины годовой арендной платы) земельным участком с кадастровым номером 12:15:1105001:39.
В срок до 30.04.2021 (включительно) сведений об исполнении предупреждения, ходатайств о продлении сроков исполнения предупреждения Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации в Марийское УФАС России не представлено.
21.05.2021 Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации обратился с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.
В указанном ходатайстве Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации сообщает, что отчет об оценке стоимости арендной платы по данному земельному участку завершен 10.04.2021, кроме того, 15.04.2021 Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации в адрес филиала в РМЭ ПАО «Ростелеком», МУП «Водоканал» Волжского района, ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в целях предоставления данного земельного участка в аренду направлены письма о согласовании отвода и возможности технического подключения к инженерным сетям.
Однако, ответов на указанные запросы в материалы дела не представлено, иных сведений об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39 (либо разработки аукционной документации) в материалы дела также не представлено.
Более того, в письме Администрации от 21.05.2021 указывается, что ответ от ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» на запрос от 15.04.2021 в Администрацию не поступил (спустя больше месяца), действий, направленных на получения необходимых для организации аукциона от ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» сведений не осуществлялось.
Таким образом, данное бездействие Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации расценивается как неисполнение предупреждения антимонопольного органа от 02.02.2021, оснований для продления срока исполнения предупреждения установлено не было, Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации в антимонопольный орган не представлено достаточных документальных доказательств о принятии мер к проведению и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39.
В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
08.06.2021 в отношении ответчика было возбуждено дело № 012/01/15-513/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из аналитического отчета о состоянии конкуренции на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - земельных участков от 29.06.2021 следует, что с 26.05.2020 по дату вынесения заключения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, действующим законодательством не определен круг лиц, которые вправе принять участие в торгах по продаже или аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в рамках проведенного краткого обзора установлено, что рынок предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - земельными участками не является закрытым и ограниченным в связи с тем, что любой хозяйствующий субъект вправе принять участие в соответствующих торгах, следовательно, является конкурентным.
При таких обстоятельствах, Комиссия в соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приходит к выводу, что в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оснований, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции для прекращения рассмотрения дела не установлено.
Замечаний (возражений) на заключение об обстоятельствах дела ответчиком в материалы дела не представлено.
Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренцию комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчиком размещено извещение № 080721/1639192/01 от 08.07.2021 о проведении аукциона на право заключения договора аренды рассматриваемого земельного участка, согласно которому заявок на участие в аукционе не поступало, Комиссия считает, что оснований для выдачи предписания об устранении нарушений отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:1105001:39, площадью 128 864 кв.м., что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии А.В. Бастраков
Члены Комиссии Ю.А. Абдуллаева
Г.Е. Зотин