Решение №АБ/1330/23 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-206/2023

16 марта 2023 года                                                                г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…>  – ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

При участии представителей посредством видеоконференцсвязи:

от заказчика - ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» - <…>, <…>,

<…>, <…>  (на основании  доверенностей); от Заявителя — ПАО «Ростелеком»- <…> (на основании доверенности); рассмотрев  жалобу ПАО «Ростелеком» от 09.03.2023 на положения извещения об осуществлении закупки № 0308200000123000042 от 01.03.2023 на выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл (лот № 2),

установила:

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением в Республике Марий Эл (лот № 2).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закон о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 09.03.2023 поступила жалоба ПАО «Ростелеком»  на положения извещения указанного аукциона, в которой приводятся следующие  доводы.

Описание объекта закупки по пунктам 1.34, 2.3, 2.4, 2.5, 2.11, 2.12, 2.22, 5.3 сформировано заказчиком ненадлежащим образом, а именно включены излишние требования к характеристикам товара и ненадлежащим образом обосновано включение таких характеристик.

Заказчик в нарушение позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 г. № 4А/53616/20 установил требования к:

  1. Измерительному оборудованию, оборудованию фотовидеофиксации и вычислительному модулю (далее – измерительный модуль) должны быть расположены в едином герметичном кожухе.
  2. Планшету.
  3. Источнику питания (АКБ) с зарядным устройством и боксом.
  4. Комплекту крепежа для передвижного исполнения.
  5. Комплекту крепежа для мобильного исполнения под ISOFIX.
  6. Комплекту крепежа для мобильного исполнения.
  7. Комплекту питающих и сервисных кабелей.
  8. Ящику транспортировочному.

Также по мнению заявителя в извещении не правомерно не установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236. 

       Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу ПАО «Ростелеком» необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 01.03.2023 (извещение 0308200000123000042).

Дата и время окончания подачи заявок: 10.03.2023 09:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 13.03.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 13 754 666,68  рублей.

1. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, в соответствии со статьей 33 настоящего закона.

В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке, в том числе:

  1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
  2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но не ограничивая число участников закупки.

Заявитель полагает, что в пункте 1.34 описания объекта закупки Заказчиком указано обоснование необходимости использования показателей и требований, отличных от ГОСТ: "Охлаждение компонентов комплекса производится исключительно воздушными системами без использования жидкостного хладогена" что не может быть использовано в качестве обоснования, а является лишь констатацией способа охлаждения компонентов. Обоснование требования же отсутствует.

Вместе с тем данное требование в описании объекта закупки отсутствует. Довод Заявителя признается необоснованным.

Пунктом 2.3 описания объекта закупки установлено требование к степени защиты измерителя модуля от попадания воды и пыли - не менее IP65. Данное требование установлено исходя из практики эксплуатации уличного оборудования. Можно сделать вывод, что степень IP 54 не даёт хорошей защиты внутренним компонентам комплекса от внешней среды, особенно в случаях особо сильных природных явлений: ливни, метели, пылевые бури. В связи с этим данный параметр требует увеличения.

Заявитель полагает, что данное требование носит противоречивый характер, поскольку наличие разъемов HDMI, Аудиоразъемы 3.5 мм jack (микрофон/аудио), USB на Комплексах не позволяют обеспечить защиту по уровню IP54, либо моноблок должен быть в специальном промышленном исполнении.

Вместе с тем, техническое задание Заказчика не содержит требований к наличию разъемов HDMI, Аудиоразъемы 3.5 мм jack (микрофон/аудио), USB.

Следовательно, довод Заявителя признается необоснованным.

В пунктах 2.4 и 2.5 описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к параметрам Комплексов: указаны масса и габаритные размеры измерительного модуля. Заявитель считает, что установление указанных требований влечет ограничение числа участников закупки. Указанные требования установлены Заказчиком для расчета массы и габаритных размеров защитного кожуха, т.к. в описании комплектации комплекса Технического задания указано: «Измерительное оборудование, оборудование фотовидеофиксации и вычислительный модуль, инфракрасный прожектор, блок питания, интерфейсы внешних каналов связи, модуль ИБП, сервисный вычислительный блок с дисплеем должны быть расположены в едином герметичном кожухе».

В пунктах 2.11, 2.12 описания объекта закупки установлены пределы допускаемой погрешности при измерении скорости движения ТС. В обосновании необходимости использования указанных характеристик Заказчиком указано: показатель указан для сокращения шанса пропуска ТС с целью розыска и увеличения продуктивности работы комплекса.

Заявитель полагает, что Заказчик ненадлежащим образом обосновал включение данной характеристики при описании объекта закупки.

В рамках рассмотрения жалобы представители Заказчика письменно и устно пояснили, что погрешность измерения скорости влияет на неотвратимость наказания воителями-нарушителями, тем самым позволяет привлечь их к ответственности и снизить аварийность на данном участках дороги.

В пункте 2.22 описания объекта закупки установлено требование к нижнему и верхнему показателям температур окружающей среды: «работа при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С», «от -40 до +50».

Заявитель считает установление требования о границах диапазона температур избыточным, ограничивающим число участников.

Заказчиком представлены письменные и устные пояснения, согласно которым, указанное требование не является избыточным, и никаким образом не ограничивает конкуренцию, поскольку указанный заказчиком диапазон температур входит в более широкий диапазон температур, к примеру от «от -55°С» до +60°С». Диапазон рабочих температур комплексов фотовидеофиксации предусмотрен инструкцией к эксплуатации (например, «Кордон -м»2 рабочие условия применения: температура окружающего воздуха от -40С до +50С, «Атом ИС» условия эксплуатации: температура окружающей среды от 60С до +60С, «Скат -ПП» условия эксплуатации: температура окружающей среды от -50С до +50С).

По мнению заявителя, в пункте 5.3 описания объекта закупки предусмотрено наличие в комплекте кабеля информационного для проводного подключения «Internet» для возможности подключения комплекса, что является излишним, так как в пункте 1.24 описания объекта закупки установлено требование к интерфейсам для передачи данных. Показатель указан для увеличения продуктивности работы комплекса, а также для возможности связи с комплексом в случае выхода одного из каналов.

Однако, в рамках рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что пункте 5.3 в редакции, которая приводится в жалобе отсутствует в описании объекта закупке, заказчиком не устанавливалось требование о наличии в комплекте кабеля информационного для проводного подключения «Internet».

Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы Марийским УФАС России были направлены запросы в адрес производителей комплексов фотовидеорегистрации, согласно которым, под техническое задание указанной закупки подходят комплексы Кордон.Про М и «ОРАКУЛ-ИНСАЙТ».

Учитывая вышеизложенное, описание объекта закупки осуществлено заказчиком с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом описание объекта закупки не влечет ограничение числа участников закупки. Заявителем не представлено каких-либо документальных доказательств невозможности подачи заявки на участие в данной закупке.

Следовательно, позиция заявителя в данной части признается Комиссией Марийского УФАС России несостоятельной.

2. Заявитель указывает, что согласно письму УФАС от 25.06.2020 г. № 4А/53616/20 https://fas.gov.ru/documents/686843 Заказчик при проведении закупки не вправе требовать предоставления сведений о товаре, если он не принимается к бухгалтерскому учету.

в нарушение данного требования Заказчик  установил требования к:

  1. Измерительному оборудованию, оборудованию фотовидеофиксации и вычислительному модулю (далее – измерительный модуль) должны быть расположены в едином герметичном кожухе.
  2. Планшету.
  3. Источнику питания (АКБ) с зарядным устройством и боксом.
  4. Комплекту крепежа для передвижного исполнения.
  5. Комплекту крепежа для мобильного исполнения под ISOFIX.
  6. Комплекту крепежа для мобильного исполнения.
  7. Комплекту питающих и сервисных кабелей.
  8. Ящику транспортировочному.

Так, согласно письма ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

  1. товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
  2. товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии сФедеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  3. товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п.,используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Требования к комплекту крепежа установлены в соответствии с пунктами 6.1.5, 6.1.6, 6.2.3 ГОСТ Р 57144-2016, комплекту питающих и сервисных кабелей для стационарного размещения, блоку питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ установлены в соответствии с требованиями содержащимися в руководствах по эксплуатации на «Комплексы ФВФ» (прилагаем) а именно, в зависимости от проектного решения в состав Комплекса могут включаться другие аппаратные блоки, обеспечивающие электропитание Комплекса, подключение к внешней информационной сети и др.

Заказчик пояснил, что товар «Комплексы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения» передается заказчику по акту передачи, таким образом, к бухгалтерскому учету принимаются «Комплексы ФВФ» целиком. Как пример, прилагаем бухгалтерские проводки по учету основных средств.

Все комплексы фотовидеофиксации принимаются на бухгалтерский учёт, как единое целое в состав которых входят: Блок питания со встроенным зарядным устройством для АКБ и АКБ, Комплект крепежа, Комплект питающих и сервисных кабелей.

Таким образом, ссылка заявителя на письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 в рассматриваемом случае является ошибочной, соответственно довод жалобы признается необоснованным.

3. Заявитель указывает, что в извещении о проведении закупки не установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ  от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236).

При этом в извещении отсутствует обоснование о невозможности соблюдения вышеуказанного запрета.

Заказчиком в письменных и устных пояснениях указано, что пунктом 6.1.1 «Технические средства автоматической фотовидеофиксации» "ГОСТ Р 57144-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" должны включать в себя в том числе — аппаратно-программное обеспечение.

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Как установлено Комиссией, запрет по Постановлению № 1236 заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен.

Комиссия отмечает, что из анализа проекта контракта, технического задания не следует, что заказчиком закупается ПО, также и не установлено требование об установки ПО на закупаемые Комплексы в рамках исполнения обязательств по контракту.

Иных оснований для установления запрета согласно Постановлению № 1236 не выявлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что устанавливать запрет в соответствии с пунктом 2(1) Постановления № 1236 в рассматриваемом случае не требовалось.

Более того, согласно письму Министерства финансов России от 29.11.2022 № 240606 /116710 запрет, установленный Постановлением № 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и ( или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления №  1236.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2020 № П11-2-05-106-94501 «О разъяснении положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 в части установления запрета при осуществлении закупок камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением» следует, что законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

С учетом изложенного, позиция заявителя признается несостоятельной.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ПАО «Ростелеком» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

2023-1543

Связанные организации

Связанные организации не указаны