Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федераль... от 12 января 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ №012/04/14.3-2/2021

об административном правонарушении

 

«12» января 2021 года                                                                                            г. Йошкар – Ола

 

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП К. (<…>) по факту нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении листовок рекламного характера в виде извещений «Единой информационной службы жилищно-коммунального хозяйства г. Йошкар- Ола».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Место совершения административного правонарушения: город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: июль, ноябрь 2020 года – время распространения листовок «Единой информационной службы жилищно-коммунального хозяйства г. Йошкар- Ола».

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступили обращения граждан (вх. № 75-А от 10.07.2020) и (вх. №219–М от 09.11.2020), а так же заявление (вх. № 6597 от 14.07.2020), переадресованное из Прокуратуры города Йошкар-Олы о распространении листовок с информацией следующего содержания:

 

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05 апреля 2007 года исх. № АЦ/4624).

Согласно пункту 2 статьи 3 объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией - «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация отвечает всем признакам рекламы: распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, продвижение его на рынке.

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента 8(8362) 31-32-62, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

В ответе на поступивший запрос № 03-13/259 от 22.07.2020 и уточнение к запросу № 01-13/260 от 23.07.2020 ПАО «Мобильные ТелеСистемы» указало, что по данному абонентскому номеру заключен договор на оказание услуг связи между Обществом и ИП К.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума, ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «предупреждение о проверке счетчика», «истек срок проверки водосчетчика…», «вам необходимо вызвать контролера в срок до…», «в случае невыполнения предписания до истечения срока проверки водомера, начисления по вашему адресу будут осуществляться по норме, приведенной в таблице…» «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Единой информационной службы Жилищно-коммунального хозяйства» (г. Йошкар-Ола).

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде «персонального извещения» со штрих-кодом может быть воспринято потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «Единой информационной службы Жилищно-коммунального хозяйства».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Единую информационную службу Жилищно-коммунального хозяйства» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемых рекламных листовках определено, что проверку необходимо осуществить в указанные сроки. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Исходя из сравнения, представленных заявителями рекламных листовок, они имеют полностью идентичное содержание в части: тарифов, нормативов, показаний, начислений и перерасчету, из чего следует, что представленные листовки не содержат достоверной информации, а значит не являются извещением.

Таким образом, рекламных листовках усматриваются нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП К., хозяйствующих субъектов с наименованием «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» (г. Йошкар-Ола) в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.

Кроме того, наименование «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» является некой муниципальной организацией, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является «единой службой» неопределенному кругу лиц, ИП К. неправомерно привлекает внимание потребителей на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, что тем самым создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.

Более того, включение в название «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» слово «Единый» создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.

Таким образом, применение в рассматриваемой рекламе названия «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку единой информационной службы жилищно-коммунального хозяйства в городе Йошкар-Ола не существует.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ИП К. при распространении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии ИП К., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола (в адрес ИП К. направлено уведомление о составлении протокола от 10.12.2020 исх. № 03-07/919, а также направлена телеграмма №1523 от 29.12.2020 о составлении протокола об административном правонарушении №012/04/14.3-2/2021).

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «26» января 2021 года в 15 час. 00 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

 

 

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на

обработку персональных данных.                         _________________________­­

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

<…>

(Ф.И.О. составившего протокол)

______________________2021 г.                                                                        ______________

                                                                                                                        (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«       »_____________2021 г.                        _______________________(подпись)

Также сообщаем, что возможность участия в составлении протокола будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2755101400.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию об участии в составлении протокола посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны