Определение №ОЕ/2292/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/5-369/2023 по призн... от 5 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения: ИП Мамаев Илья Юрьевич 425561, РМЭ, Куженерский район, д.Верх-Ушут, ул.Школьная, д.28
424000, г.Йошкар-Ола, ул.Красноармейская, д.43, оф.416
Заинтересованное лицо: МП «ТТ» 424037, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 1 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/5-369/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
и назначении дела к рассмотрению
«05» мая 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России Ерошкина О.В., рассмотрев материалы по факту распространения рекламы услуг банкротства, размещенной на транспортном средстве,
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Марийского УФАС России в марте 2023 года установлен факт распространения информации, расположенной на транспортном средстве (троллейбус № 8 (240)), следующего содержания:
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Проанализировав содержание рассматриваемой информации, способы её размещения и распространения, следует, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Из содержания текста рекламы «Банкротное Бюро № 1 г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 43 (ТЦ «ДОМ БЫТА» 4 этаж офис 416) Избавьтесь от долгов законно и навсегда. 33-01-54 запишитесь на бесплатную консультацию» следует, что объектом рекламирования являются услуги банкротства, а также «Банкротное бюро №1».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок регулирования иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, определены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)).
В статье 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) даны следующие понятия:
несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Пунктом 1 статьи 223.2 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.
Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается гражданином по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 223.2. Закона о несостоятельности (банкротстве). Сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, что в свою очередь является основанием для приостановления исполнения исполнительных документов (пункт 2 статьи 223.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
Согласно пункту 1 статьи 223.6. Закона о несостоятельности (банкротстве) по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве процедура внесудебного банкротства гражданина завершается, и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 данного Федерального закона.
Если внесудебное банкротство невозможно, признание гражданина банкротом осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом в пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 213.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
В пункте 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" указано, что при реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.
Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрены определенные условия, при которых возможно запустить процедуру банкротства.
Вместе с тем отсутствие в рекламе информации о существенных условиях, при которых возможно запустить процедуру банкротства физического лица либо иным образом урегулировать долг по кредитам, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, поскольку создает впечатление, что каждый взявший кредит на любую сумму может не исполнять свои обязательства без каких-либо последствий.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товар.
В отношении рассматриваемой услуги по банкротству физических лиц в рекламе сообщается, что можно «избавиться от долгов законно и навсегда».
Однако после проведения процедуры банкротства гражданин не освобождается от исполнения обязательств, принятых после признания гражданина банкротом.
Реклама создает впечатление о возможности избавления от обязательств «навсегда», что не является достоверным.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, Марийским УФАС России 19.04.2023 проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение вышеуказанной рекламной информации. На рассмотрении большинство экспертов пришло к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой и содержит признаки нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В тесте рекламы указано, что деятельность под наименованием «Банкротное бюро № 1» осуществляет ИП Мамаев Илья Юрьевич (ИНН 120501297862, ОГРНИП 317121500017499). Рассматриваемая реклама размещена на транспортном средстве (троллейбус № 8 (240)), деятельность по осуществлению пассажирских перевозок в котором осуществляет МП «ТТ».
Таким образом, антимонопольный орган усматривает в действиях ИП Мамаева Ильи Юрьевича признаки нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 012/05/5-369/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело № 012/05/5-369/2023 к рассмотрению на 24 мая 2023 года в 10 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения: индивидуальный предприниматель Мамаев Илья Юрьевич (ИНН 120501297862, ОГРНИП 317121500017499, адрес регистрации 425561, РМЭ, Куженерский район, д.Верх-Ушут, ул.Школьная, д.28);
- заинтересованное лицо: МП «ТТ» (ОГРН: 1021200772471, ИНН: 1215015760, юридический адрес: 424037, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 1).
4. ИП Мамаеву И.Ю. в срок до 22 мая 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
- указать, признает ли индивидуальный предприниматель признаки нарушения Закона о рекламе в соответствии с обстоятельствами, изложенными в настоящем определении?
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (с приложением подтверждающих документов, копий договоров, платежных поручений во исполнение договоров и т.д.);
- сведения о периоде размещения рассматриваемой рекламы услуг банкротства на троллейбусе;
- сведения о стоимости производства, изготовления и размещения данной рекламы;
- иные документы и сведения по существу рассматриваемого дела.
5. МП «ТТ» в срок до 22 мая 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (с приложением подтверждающих документов, копий договоров, платежных поручений во исполнение договоров и т.д.);
- сведения о периоде размещения рассматриваемой рекламы услуг банкротства на троллейбусе;
- сведения о стоимости производства, изготовления и размещения данной рекламы;
- копии правоустанавливающих документов на троллейбус с регистрационным номером 240, на котором размещена рассматриваемая реклама;
- иные документы и сведения по существу рассматриваемого дела.
Также сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/4420540961.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 23 мая 2023 года до 17:00.
Председатель Комиссии О.В. Ерошкина
|
|
2023-2671